​Дни Балабанова

18 марта 2019 г.Денис Каменщиков
​Дни Балабанова

В день рождения режиссёра Алексея Балабанова 25 февраля в Ельцин Центре был показан фильм «Война», который зрителям представил актёр Алексей Чадов. Он подробно рассказал о съёмках картины, о своём дебюте в кино, о знакомстве, дружбе и ссоре с Балабановым.

– Конечно, он мне отец, – сказал Алексей Чадов в интервью Ельцин Центру, – я раньше стеснялся так говорить, но теперь не стесняюсь. Я его отцом считал, считаю и буду считать. Он меня заразил своим видением кино. Своим взглядом на творчество. Своей стилистикой и своим вкусом. В этом смысле, когда он меня выбирал, смотрел и предполагал, что я могу во всё это вписаться, он увидел, что во мне это тоже есть. Я тоже не могу смотреть «театральное кино» совершенно. Фильм должен быть фильмом. Как мальчик должен быть мальчиком. Девочка – девочкой. Женщина должна быть женственной. Мужчина – мужественным. Здесь очень чёткая грань.

Алексей Чадов. Дни Балабанова

Видео: Президентский центр Б.Н. Ельцина

Ведущий киноклуба киновед Вячеслав Шмыров напомнил зрителям, что за роль сержанта Ивана Ермакова – свою дебютную роль в фильме «Война» – Алексей Чадов получил приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Монреале, а в Высшем театральном училище имени Щепкина, где тогда учился актёр, съёмки у Балабанова засчитали за дипломную работу. Но поставили «тройку».

– Это правда, – смеётся Чадов, – я парень активный и мог бы всё совместить: и съёмки, и репетиции дипломного спектакля. И хотел совмещать. И однокурсники, надо отдать им должное, очень за меня радовались. Когда я прилетел со съёмок, они меня всем курсом встречали во Внуково с шариками. Но потом начались проблемы. Думаю, это зависть была профессиональная. Такая удача – съёмки у Балабанова, в такой теме, да ещё фестиваль международный, а потом приз. Настоящий сон. Но в училище я даже слово боялся об этом проронить.

Кастинг для фильма «Война» Алексей Чадов назвал самым лёгким в своей жизни. Сначала студентов просто фотографировали в училище, а потом Чадова позвали в Санкт-Петербург, где во время первой встречи Алексей Балабанов снова фотографировал его, расспрашивая при этом о жизни, о детстве, о родителях. Потом было несколько примерок одежды. А затем Чадов получил роль. Первую в своей жизни роль в кино. И единственную у Балабанова. Впрочем, по словам актёра, должно было быть ещё как минимум две роли. В неснятом, законсервированном Балабановым фильме «Американец» и в «Жмурках».

– Лёша очень изменился после трагедии в Кармадонском ущелье и гибели Сергея Бодрова, – вспоминает Чадов, – и по здоровью изменился, и очень тяжело ему было снимать. Немножко не в форме он мне позвонил: снимешься у меня? Конечно, снимусь. А потом позвонила ассистентка и позвала меня на озвучку. Какую озвучку? А съёмки? Он же мне роль обещал. Роль студента-хирурга, который, если помните, приходит, чтобы помочь одному из главных героев. Я жду этой роли как манны небесной. А она сказала, что всё уже сняли. Я разозлился.

– Но вы же помирились потом? – уточнил Вячеслав Шмыров.

– Да мы и не ссорились по-настоящему, – ответил актёр, – я просто обиделся, как сын на отца. И думаю, что он меня понял. Хотя он меня и критиковал за это. Даже публично. Говорил, что я загордился. А с чего мне гордиться? Это вообще не про меня. Такой непростой был эпизод в наших отношениях. Но со временем всё нивелировалось.

Агния Кузнецова. Дни Балабанова

Видео: Президентский центр Б.Н. Ельцина

Кроме «Войны» в рамках «Дней Балабанова» в Ельцин Центре с 23 по 25 февраля показали фильмы «Счастливые дни», «Я тоже хочу», «Груз 200», короткометражку «Трофим» и незаконченную картину картина «Река». «Реку» и «Трофима» представлял продюсер Сергей Сельянов, а «Груз 200» – Агния Кузнецова, сыгравшая в фильме главную роль.

– Балабанов был честным, закрытым, грустным, резким, – сказала актриса. – Правду говорил всегда в лицо. В тот период, когда я его знала, он ни с кем особо не тусовался. Просто делал своё дело и не шёл ни на какие компромиссы. Если бы он снимал в Советском Союзе, где была дикая цензура, резали всё, думаю, он бы также не отдал ни одного кадра из своих фильмов. И его фильмы клали бы на полку. Он такой был – очень цельный человек. И не думаю, что я его сильно интересовала, чтобы он со мной хотел как-то общаться. С Лёней Бичевиным они тогда общались больше. Потому что Балабанова всегда интересовал мужчина как киногерой, а не женщина. Женщина для него всегда была неким добавочным материалом, так скажем. Хотя, когда мы поехали с фильмом на Выборгский кинофестиваль, гуляли там с ним и его женой, он мне рассказывал, что придумал фильм. Что я буду в нём сниматься. Фильм будет называться «Яма». Там будет главный герой мясник. И я буду там тоже какая-то девочка-жертва. Он рассказывал про фильм и это было реально. Но потом он передумал его снимать. И стал снимать «Морфий».

Мы спросили у Сергея Сельянова, который работал на всех картинах Алексея Балабанова, какой фильм он мог бы назвать главным.

– Это вечный вопрос и на него нет ответа, – вздыхает Сельянов, – потому что так не бывает. Каждый проект делается с желанием, чтобы именно он был самым лучшим. Со страстью, любовью и всё это никуда не девается. Тем не менее, чтобы всё-таки ответить на ваш вопрос, я назову штук пять. «Брат» и «Брат 2» – можно считать его за один, хотя это разные фильмы. «Про уродов и людей», который, наверное, самый любимый был у Лёши. «Груз 200». «Кочегар». «Река». Последний фильм Алексея Балабанова я называть не буду («Я тоже хочу» – ред.). Понятно, что он особое место занимает, потому что последний. И он замечательный. Но он как-то за скобками. Не то главнее всех остальных, не то просто последний. Вот такой список. «Жмурки» ещё. Прекрасный фильм.

– Можно было бы снять какое-то кино про Алексея Балабанова? Художественный игровой фильм, где он был бы одним из главных героев?

– Можно. Не знаю, нужно ли? Поскольку я сам не люблю фильмы про режиссёров, поэтов, художников, писателей. Если дело касается каких-то художественных обстоятельств, реалий, того, как он творил, то это не совсем материал для кино. Потому что какое-то двойное зеркало получается. И само произведение искусства в виде фильма. А ведь нужно ещё отразить у этого героя какие-то собственные творческие образы. И потом, это зрителю неинтересно.

– Зритель любит байопики. Про Фредди Меркьюри все посмотрели.

– Вы ошибаетесь. Я лучше знаю. И чем больше в таких фильмах художественного пространства, попыток разобраться, как он творил, тем хуже. Вот фильм про поэта: вот он взял и совершил какой-то поступок. Это очень важно для драматургии, для кино, чтобы люди совершали поступки, а не просто разговаривали. И нет нужды мотивировать этот поступок, потому что он же поэт. Он – особенный. Почему он поступил так, а не иначе? Да потому что он поэт. Нормальный человек так бы поступил? Нет. Есть логика в его поведении? Нет. Но он имеет право. Почему? Да потому что он поэт. Это такие поддавки.

– Сейчас всё чаще снимается так называемое продюсерское кино. Выживет ли кино режиссёрское?

– По большому счёту ничего не меняется. Оно видоизменяется, но никуда не девается. Знаю, что могу обратиться за помощью к любому, и ко мне может обратиться любой коллега. Даже за ерундой.

– А что такое ерунда?

– Совсем простой пример: меня могут попросить посмотреть рабочий материал, а это ведь время – исключительно дорогой ресурс. И вовсе не обязательно, что с такой просьбой обращается твой товарищ. Может даже совсем незнакомый человек обратиться. Звонит дебютант, например. И скорее всего, это не бог весть что. Но кинематографическое братство меня обязывает посмотреть. И время я потратить готов.

– Алексей Балабанов прославился в 90-е. Как вспоминается то время?

– Это было очень сложное время. Травматичное. Но для меня это была возможность двигаться. Делать что-то. С другой стороны, делать кино было чрезвычайно сложно. Не было кинотеатров. Ни одного. В 1997 в Москве появился первый современный кинотеатр «Кодак Киномир», в 1998 году – «Пушкинский». То есть фактически до конца 90-х мы не имели того, для чего мы кино снимаем – кинотеатров. Мы снимаем фильмы для кинотеатров. Не для телевидения, не для интернета. Для кинотеатров. И ничего не было. И денег не было. И государственная поддержка была микроскопическая. И трудно получаемая. Но энергии было много. Идей было много. Кино – дело дорогое, и трудно было с этим совладать. Тем не менее в эти годы были сняты и «Брат», и «Про уродов и людей», и был запущен «Брат 2», который вышел в 2000 году, но снимался-то он в 90-е.

Алексей Чадов и Марина Александрова в Музее Б.Н. Ельцина

Видео: Александр Поляков

В отличие от Сергея Сельянова, Алексей Чадов в 90-е годы учился в школе и сейчас называет своё детство тяжёлым. Однако, познакомившись с экспозицией Музея Бориса Ельцина, сказал, что был бы не против вернуться в детство.

– Сейчас я прошёл по музею и так ярко всё вспомнил. Особенно 1998 год, когда был дефолт, а я как раз закончил школу. И надо было работать, надо было зарабатывать. Вот здесь на витрине увидел Dandy – это была мечта, которая сейчас никому не нужна. Многие молодые люди и вовсе не знают сегодня, что была такая игровая приставка. А мы мыли бандитам машины в Солнцево, чтобы заработать на эту мечту. И когда заработали, и купили, то буквально в перчатках – бережно её брали и передавали друг другу. Играли в «Танчики» что ли, если правильно помню. Время было непростое. И я рад, что мы его прошли. Не должно быть войны внутри страны. И я счастлив, что война закончилась.

«Дни Балабанова» в Ельцин Центре завершились, но про режиссёра в его родном городе помнят. В ноябре 2016 года в центре Екатеринбурга на фасаде гимназии №2 установили мемориальную доску в память об Алексее Балабанове. В этой школе с 1966 по 1976 годы учился будущий режиссёр.

Другие новости

Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.
Лекция

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
9 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.