Елена Дикун и Раф Шакиров рассказали про журналистику 90-х

9 июля 2019 г.Татьяна Филиппова, Алексей Синяев
Елена Дикун и Раф Шакиров рассказали про журналистику 90-х

В зале Свободы Ельцин Центра 29 июня прошла очередная встреча из цикла «Журналистика 90-х». На тему «Расцвет российских СМИ: как это было?» рассуждали гости – Елена Дикун и Раф Шакиров. Вел встречу главный редактор портала «66.ру» Дмитрий Шлыков.

Представляя гостей, Дмитрий Шлыков назвал Елену Дикун «жемчужиной кремлевского пула», а Рафа Шакирова – «легендой деловой журналистики». Встречу поделили на две части. В первой Елена рассказала о том, какой была политическая журналистика 90-х.

С 1996 по 2000 годы она была кремлевским корреспондентом «Общей газеты», которая была создана легендарным Егором Яковлевым. Вынужденно оставив кремлевский пул, она стала пресс-секретарем Союза правых сил и в дальнейшем строила карьеру в сфере политического пиара, работала с Борисом Немцовым и Михаилом Касьяновым.

Елена говорила о том, что расцвет СМИ в России пришёлся на эпоху 90-х. Государственный аппарат не давил на журналистов. Их не лишали аккредитаций и приглашений на важные политические мероприятия. События освещались с независимых позиций.

Журналист не вспомнила ни одного случая давления на неё за время работы в пуле. Ей было приятно получить приглашение в Ельцин Центр, тем более, что она в своё время оказалась единственным журналистом, кто написал о нарушениях в штабе главного кандидата в президенты в 1996 году. За эти материалы она была удостоена международной премии «Гонг».

Независимость СМИ Елена считает заслугой Бориса Ельцина. При нём свобода слова была реальной. Пресс-секретаря президента Сергея Ястржембского она и вовсе назвала «настоящим другом журналистов» – такое отношение в нулевые уже было бы невозможно. После смены власти кремлевский пул в течение года полностью обновился, и условия для работы были уже не те.

На вопрос ведущего о давлении собственников на СМИ, Елена Дикун рассказала, что, например, для Гусинского его «Общая газета» была не самым выгодным вложением. Возможно, поэтому он не стремился влиять на работу журналистов. Лишь один раз он попросил снять материал Анны Политковской о Владимире Потанине, с которым находился в деловых отношениях. Использовать газету для своих личных целей он попытался после выхода из-под ареста. Тогда Елена ушла из журналистики и занялась политическим пиаром.

Елена тепло отозвалась о Борисе Немцове. Она сказала, что он был не только профессиональным политиком и отличным руководителем, но и хорошим другом. «У них обоих (Ельцина и Немцова – ред.) был животный инстинкт политиков!» – подытожила Дикун.

Второй гость «Журналистики 90-х» Раф Шакиров пришёл в издательский дом «Коммерсантъ» в 1990 году. Он разработал концепцию еженедельника «Деньги» и два года был его главным редактором. В начале нулевых был вице-президентом по общественно-политическому и информационному вещанию телеканала «ТВ Центр», затем заместителем председателя ВГТРК и генеральным директором входящей в его состав телекомпании «Вести». Год проработал главным редактором газеты «Известия», затем главным редактором The New Times. Одна из его последних должностей – вице-президент «Автоваза».

В издательстве «Коммерсантъ» работал под руководством Владимира Яковлева, который, на его взгляд, «гениально» совмещал талант журналиста и бизнесмена.

Во время встречи Раф с удовольствием цитировал Жванецкого, хотя и его собственную речь можно было бы вполне «растащить» на цитаты. Например, «есть люди способные, очень способные и способные на всё». Или – «верстать нужно в своём издательстве, а не в Кремле».

Он рассказал, что в «Коммерсанте» журналисты проходили суровую школу жизни. Умели читать документы вверх ногами, что было не просто легендой, а рабочей необходимостью. В редакции говорили жёстко: «Иди и без материала не возвращайся!»

Главным качеством журналиста Шакиров назвал честность. После номера «Известий» (их тогда возглавлял Шакиров), посвященном трагедии Беслана, ему было предписано «писать спокойнее» об ошибках руководства страны. Подача материалов была признана чрезмерно «эмоциональной, плакатной» и не соответствующей формату издания. За это он был уволен из «Известий».

Раф не жалует блогерство, но признает как единственно свободную сегодня «журналистику мнений». А ещё он считает, что нынешним СМИ очень не хватает солидарности и той сплоченности, которые были раньше.

Елена Дикун и Раф Шакиров в Музее Ельцина

Видео: Александр Поляков

Незадолго до встречи с журналистским сообществом Екатеринбурга Елена и Раф посетили Музей Бориса Ельцина и, конечно, поделились своими впечатлениями от увиденного.

– Елена, вы же были на открытии Ельцин Центра?

– Да, была на открытии в 2015 году. И тогда было ясно, что это какой-то действительно очень сильный, очень нужный, очень важный проект. Но тогда была беглая экскурсия. Сегодня нам детально удалось рассмотреть музей. Мощнейшее, фантастическое впечатление! Так как это связано с работой, с профессией, то вызывает совершенно особые эмоции. Будто нас вернули во времена расцвета нашей профессии. Очень интересная подборка фактуры, и то, как это подано. Вот даже такие мелочи, что официальная хроника представлена одним цветом, а неофициальная и более правдивая – другим. И построение самого музея – очень крутое, очень классное. Эмоциональное воздействие невероятное. Я человек закаленный, но на словах прощания Бориса Николаевича «простите меня, будьте счастливы» я расплакалась!

К разговору присоединился Раф Шакиров:

– Я не был на открытии Ельцин Центра и в музее первый раз. У меня впечатление грандиозное! Во-первых, масштаб огромный. Во-вторых, меня не покидает мысль, что в Москве такой музей был бы невозможен. В-третьих, мне понравилось, как организовано пространство. Ты не просто переходишь из зала в зал, ты словно постигаешь новый рубеж. Дизайнеры оригинально вплели в экспозицию хронику, документы и предметы. Они не просто обращают на себя внимание, они задевают тебя. Это музей международного уровня. В этом смысле я снимаю шляпу.

Как говорит Жванецкий, – звук, цвет, хруст, писк – всё это есть. Единственное, обо что я споткнулся: ельцинской эпохой всё заканчивается? Дальше идёт темный кабинет? Видимо, это отражает нынешнее положение дел?

– Вы выходите к свету, в большой и светлый зал Свободы.

– Надеюсь! Приятно впечатлило то, что специальными табличками на входе в экспозицию отмечены все, кто приложил руку к созданию музея. Это традиция существует во всем мире и только у нас она никак не приживётся. Что касается деталей, есть маленькие огрехи. Например, отсутствие «Общей газеты». И «Коммерсанта» здесь нет. Я добавил бы «Эхо Москвы», которое все тогда слушали. Это редкий случай медийной солидарности, которой сегодня просто нет. Мы уже договорились, что я пришлю сканы «Общей газеты». Они есть, но в единственном экземпляре. К «Лебединому озеру», которое транслируется в квартире, я добавил бы видео с путчистами. Интересно же, что они там городили. Люди стали это забывать.

Николай Цискаридзе обратил внимание, что в экспозиции транслируется не та версия, что шла 19 августа 1991 года. В эфире была версия «Лебединого озера» в исполнении Бессмертновой, а не Плисецкой.

– Там, конечно, было всем не до балета.

– То, как время 90-х представлено в музее, совпало с вашим внутренним ощущением?

– Абсолютно. Для дополнения реальности я бы добавил ещё несколько залов. Меня поразило вот что: суббота, а в музее полно народу. И ещё это пространство помимо музея, в которое можно свободно заходить, смотреть книги, дизайнерские вещи, выпить кофе, посетить музей. Я видел, что люди слушают экскурсии с большим интересом. Такое трудно представить в Москве. Это была бы совершенно другая история. Здесь больше сохраняются традиции. И, слава богу, что они есть. Можно много чего добавить, дополнить, потому что история не такая идиллическая, как может показаться на первый взгляд. Уверен, что музей занимается серьёзной научной работой, собирает свидетельства и воспоминания, записывает интервью. Я сам историк, и могу сказать, что надо опрашивать тех свидетелей, которые не выступают в телевизоре. Люди часто вспоминают то, в чем никогда не принимали участия. Сегодня про журналистику 90-х пишут все кому не лень. Те, кто были мальчиками и девочками, и не понимали того, что происходит. В этом смысле у вас отличные возможности, многие люди ещё живы, и у них можно взять эту устную историю.

К сожалению, на нас давят стереотипы, и отступить от них в сторону кажется кощунственным. Ельцин фигура великая, глыба – несомненно. Противоречивая? Несомненно! При этом почему-то многие полагают, что если ты касаешься неоднозначных поступков, то это как-то снижает пафос. Я сторонник того, чтобы создавать легенды. Легенды возникают тогда, когда есть герои. К ним, безусловно, относится Ельцин. Но не из камня, как у вас на входе, а Ельцин – человек. Он делал ошибки, но он герой. А вот мифы, которые скрывают трудные моменты, они для трусов. Легенды рождают героев, мифы – только трусов. Вот такая история.

«Расцвет российских СМИ: как это было?». Елена Дикун, Раф Шакиров

Видео: Президентский центр Б.Н. Ельцина

Послушать аудиверсию встречи с журналистами Еленой Дикун и Рафом Шакировым, а также другие подкасты, можно на подкаст-платформах «ВКонтакте», Anchor.fm, Google Podcast и ITunes.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.