Игры 90-х: русский «Тетрис» и феномен тамагочи

17 октября 2020 г.Наталья Шурмина
Игры 90-х: русский «Тетрис» и феномен тамагочи

Музей Бориса Ельцина в витрине «История одного экспоната» в начале сентября представил несколько популярных игрушек эпохи 90-х. Завершила экспозицию короткая экскурсия об истории первых игровых консолей и видеоигр, их месте в массовой культуре современного общества.

Экскурсия «Игры 90-х», которую 11 октября провела научный сотрудник отдела музейной педагогики Анастасия Владимирова, дала старт циклу «Новое», посвященному событиям и явлениям, впервые пришедшим в нашу жизнь в последнее десятилетие прошлого века и сделавшим повседневность такой, какой мы её привыкли видеть.

Новые игры, разительно отличающиеся от прежних, появляются на полках отечественных магазинов в конце 80-х – начале 90-х. Это радужные слинки, куклы Барби, фишки и разнообразные конструкторы Lego, — но особую популярность тогда приобрели игровые консоли и видеоигры.

— Флагманом игровой индустрии в то время была японская фирма Nintendo, которая в 1980 году разработала одну из первых портативных игровых консолей — Game & Watch. Через четыре года в 1984 году подобная консоль была разработана и в СССР на заводе «Электроника», она была техническим братом-близнецом японской и называлась «Ну, погоди!». Но одной из самых популярных игр 90-х, которая была практически у всех, стал «Тетрис», история которого начинается в середине 80-х годов.

По словам Владимировой, программист Вычислительного центра Академии наук СССР Алексей Пажитнов решил сделать компьютерный вариант головоломки Pentomino американского математика Соломона Голомба, в которой фигуры из пяти частей было нужно собрать в одну большую. Но мощность процессоров тех лет не позволила воссоздать Pentomino: количество блоков пришлось сократить до четырех — так «Пентамино» превратился в «Тетрис». Позже 16-летний школьник Вадим Герасимов переложил игру на формат персонального компьютера, добавив в неё таймер, таблицу рекордов и систему защиты ради получения авторских прав. Игра тогда была бесплатной, ею делились со всеми, и одна из дискет была подарена венгерским специалистам, приехавшим в СССР по обмену опытом.

В Будапеште «Тетрис» попал в руки британского бизнесмена Роберта Штайна, который решил купить лицензию на игру, увидев в ней большой потенциал. Он связался с Пажитновым и получил его предварительное согласие. Ещё не имея никаких официальных прав, Штайн заключил сделку о продаже «Тетриса» с компанией Mirrorsoft, — но он не учел тот факт, что владельцем лицензии был Вычислительный центр Академии наук, который в процессе переговоров отказал бизнесмену в приобретении лицензии. Однако в США, где не знали о перипетиях с авторскими правами, уже началась массированная пиар-компания новой игры, для которой был создан дизайн в соответствии со всеми стереотипами о СССР времен холодной войны: на заставке — храм Василия Блаженного, музыкальное сопровождение — «Калинка» и «Эй, ухнем».

— В 1987 году Mirrorsoft решает выпустить игру в официальную продажу, даже не имея на неё прав. Она сразу же получает огромное признание пользователей и большое количество престижных наград. Среди геймеров ходила шутка, что «Тетрис» — это новое оружие КГБ, потому что офисные работники, у которых он стоял на рабочем компьютере, днями напролёт играли, забросив дела. После запуска игры, СССР предъявил претензию о нарушении авторских прав, и Штайну пришлось заключить контракт уже на условиях правообладателей. Через два года «Тетрис» было решено издать в формате Game Boy — портативной консоли, которую можно было взять с собой, и с этого времени название игры стало именем нарицательным.

Еще одно событие, потрясшее игровую индустрию, произошло в 1996 году. Японская компания BanDai выпустила первые электронные игрушки, которые требовали реальной заботы от своих владельцев. Виртуального питомца придумала сотрудница BanDai Аки Маита, которая сожалела о том, что не каждый в условиях современного мегаполиса может завести себе домашнее животное и ухаживать за ними. Стремительно набравшие популярность во всем мире тамагочи были сделаны в формате брелока, что делало их удобными и компактными. Игра буквально свела с ума весь мир, дети жаждали иметь своего питомца, за которым нужно было ухаживать, — кормить, смотреть, не заскучал ли он. Срок жизни первых тамагочи составлял всего 20 дней, но за это время дети успевали к нему привязаться, и виртуальная смерть питомца наносила настоящую травму.

— Исследовав феномен привязанности к виртуальному питомцу, из-за которой теряется связь с реальным миром, учёные назвали его «эффектом тамагочи», — отметила Владимирова. — Конечно, у тамагочи была масса противников, потому что за игрой дети проводили очень много времени, — он мог запищать и ночью, и днем, и даже на уроке. Споры о том, насколько вредны тамагочи, являются ли они действительно серьезной опасностью для детей, постепенно утихали с падением популярности тамагочи. Но до сих пор некоторые психологи считают, что тамагочи приносят пользу тем людям, кто испытывает проблемы с социализацией, и они нужны в терапии, в работе с детьми, которые имеют какие-либо ментальные особенности.

Владимирова также подробно рассказала об эволюции игровых приставок в 90-е годы — от необыкновенно популярной отечественной Dendy до представленной в музейной витрине культовой Sony PlayStation. В конце экскурсии её участники вспомнили по заставкам популярные в то время игры и поделились друг с другом историями о любимых игрушках и своём первом игровом опыте.

— Игровая индустрия в 90-е годы пережила настоящий бум, и не только приобрела большое количество фанатов и создала профессиональных игроков, но и стала порождением разнообразных легенд и мифов, — подвела итог экскурсии Владимирова. — Игры перевернули сознание большинства детей и подростков, да и не только их. Многие нашли там для себя что-то важное, некоторых поглотила эта виртуальная реальность, а кто-то, наоборот, стал киберфобом. Но в любом случае игры не оставили равнодушными почти никого.

После короткой экскурсии сотрудники музея Анастасия Владимирова и руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Марина Соколовская рассказали, как возникла идея цикла «Новое» и откуда появились игрушки, выставленные в витрине «История одного экспоната».

Руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Марина Соколовская говорит, что время от времени Музей Ельцина обращается к форме таких детальных рассказов об истории тех явлений, благодаря которым 90-е навсегда разделили советское прошлое и наше сегодня:

— Коллеги из отдела развития решили такие истории объединить в цикл «Новое». Мы решили посвятить ротации в витрине одного экспоната каким-то знаковым явлениям тех лет, связанным не с политикой, а с повседневной жизнью, показать истории, с которыми каждый может как-то себя соотнести. Так, игрушки сменяет экспозиция о телешоу «Поле чудес», которое впервые появилось на экранах в 1990 году.

— Мы решили начать цикл «Новое» с игр, — говорит сотрудник отдела музейной педагогики Анастасия Владимирова. — А экспонаты, представленные в витрине, — это часть личных коллекций наших сотрудников и их друзей, которые поделились с нами своими игрушками и гаджетами в надежде помочь сделать интересную выставку. Основной базой для сбора информации для экскурсии стали различные форумы геймеров, которые вспоминали, что для них было время 90-х. Как мне кажется, сейчас идёт некое ностальгическое переосмысление того периода времени, о нём очень много пишут и вспоминают.

Другие новости

Встреча

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие
В читальной гостиной Музея Бориса Ельцина стартовал книжный клуб «Суета вокруг дивана». 27 апреля его заседание провела Елена Козьмина, профессор кафедры издательского дела УрФУ им. Б.Н. Ельцина, докт…
15 мая 2024 г.
Лекция

Александр Архангельский — о кинематографе застоя

Александр Архангельский  — о кинематографе застоя
Эпоха застоя — самое тяжёлое время для независимой режиссуры: поломанные актёрские судьбы, фильмы на полках. И при том — период невероятного взлёта, киноклассики, ролей, которые помнятся до сих пор, и…
15 мая 2024 г.
Мастер-классы

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным
Новый цикл современных театральных практик «Где Станиславский?» в Ельцин Центре продолжил актёр, режиссёр, педагог Александр Фукалов мастер-классом «Школа актёрской индивидуальности» Николая Демидова»…
14 мая 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.