LIVE // Первый день фестиваля «Слова и музыка Свободы»

23 ноября 2019 г.
LIVE // Первый день фестиваля «Слова и музыка Свободы»

Второй фестиваль «Слова и музыка Свободы» проходит в Екатеринбурге с 23 по 24 ноября 2019 года.

В этом году на главных площадках Ельцин Центра в Екатеринбурге вновь выступят самые популярные музыканты страны: от признанных ветеранов сцены до только что вспыхнувших «звезд». Не менее интересной будет программа разговорной части фестиваля – вас ждет разговорный марафон «Свобода творчества как образ жизни», где публику ждут встречи с самыми яркими людьми страны.

ПРОГРАММА 23 НОЯБРЯ

Разговорная программа

12:30 LIVE // Политолог Екатерина Шульман. «Свобода, прозрачность, безопасность: нормы нового века». Поговорим про новые возможности и новые ограничения публичного пространства, про то, как следующие поколения понимают свободу высказывания и свободу творчества, про всеобщую прозрачность и тотальный надзор // Атриум

14:00 LIVE // Встреча телеведущего Владимира Познера с публикой. Один из самых известных интервьюеров страны ответит на вопросы гостей фестиваля // Атриум

14:00 Выступление продюсера Александра Роднянского. «Эволюция медиа — свобода выбора» // Кино-конференц-зал

15:30 LIVE // Выступление писателя и историка литературы Дмитрия Быкова. Он прочитает свои лирические и прозаические тексты, ответит на вопросы // Атриум

15:30 Встреча с кинокритиком Антоном Долиным. «Искусство кино как инструмент свободы» // Кино-конференц-зал

17:00 Встреча с режиссером, автором кинопроекта «ДАУ» Ильёй Хржановским. «Творчество и цензура» // Кино-конференц-зал

17:00 Презентация журнала «Искусство кино». Встреча с главным редактором Антоном Долиным // Книжный магазин «Пиотровский»

Музыкальная программа

Атриум Ельцин Центра

19:00 ANIMAL ДЖАZ / 20:00 ПАСОШ / 21:00 АЛЬЯНС / 22:00 БРАВО

Музыкальный клуб CENTER Club

19:00 ГW/\/\Т / 19:30 SKOOKINY DETI / 20:00 BLUES BASTARDS


ПРЯМЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ

Встречи с некоторыми спикерами фестиваля можно будет смотреть в прямой трансляции на сайте, на Ютуб-канале и в сообществе Ельцин Центра «ВКонтакте».

Видеотрансляции выступлений Екатерины Шульман (12:30 ЕКБ), Владимира Познера (14:00 ЕКБ) и Дмитрия Быкова (15:30 ЕКБ) и концертной программы (с 19:00 Екб).

Трансляция концерта ANIMAL ДЖАZ

Трансляция концерта "ПАСОШ"

ВКонтакте

Трансляция концерта "Альянса"

ВКонтакте

Трансляция концерта "Браво"

ВКонтакте

  • 23 ноября в 12.30 по Екатеринбургу (10:30 по Москве)

Екатерина Шульман. «Свобода, прозрачность, безопасность: нормы нового века»

— Цензура — производная желания что-нибудь нам продать.

— Советская религия была наукообразной, поэтому культ науки у нас сохранился

— Мы с вами (россияне) одни из чемпионов мира в ответе на вопрос, хотим ли мы, чтобы наше дело в суде рассматривал робот-судья — мы очень этого хотим.

— Мы пока технооптимисты, и нас не до такой степени пока пугает, что роботы заберут у нас работу.

— Американцы — технопессимисты.

— Хороший депутат не должен быть юридически грамотным, он должен быть всенародно избранным.

— Правосудие слишком важное дело, чтобы отдавать его правоведам.

— Запрос на справедливость, «левый» запрос в нашем обществе превалирует. Но если мы вообразим в России достаточно свободные выборы… мы не знаем, что мы на выходе получим. Но скорее всего большинство не получит никто.

— Снижение доверия ко всем и не рост его нигде – это временная ситуация. Интересно, чем она закончится.

— Наш интернет развивался свободно вплоть до последнего пятилетия.

Вопрос Колезева: Угроза большой войны отступила? Почему у наших сограждан так силён этот страх?

Ответ Шульман: Страх войны с 2014 года усилился. До 2018 года угрозу ожидали извне… С 2018–2019 страх войны стал переформулироваться как страх перед действиями своей власти. Один из самых очевидных запросов общества — это запрос на менее агрессивную внешнюю политику. Люди устали бояться.

Вопрос из зала: Готовится ли проект Конституции 24 года?

Шульман: у меня нет инсайда. Не советую пользоваться инсайдом, чаще всего это враньё, и часто это враньё используется специально. Что касается конституции… После 2018 года у нас открылась ярмарка законодательных идей. Чем ближе к 2024 году, тем больше этого будет. Исходя из общего состояния нашей политической системы, я бы осторожно спрогнозировала: конституция останется прежней.

— Три варианта трансфера нашей власти: китайский, белорусский и казахский.


  • 23 ноября в 14.00 по Екатеринбургу (12:00 по Москве)

Встреча телеведущего Владимира Познера с публикой

Один из самых известных интервьюеров страны ответит на вопросы гостей фестиваля.

— Я скажу несколько слов о том, что меня беспокоит. Я прочитал, что был проведён опрос общественного мнения в России, в результате которого выяснили впервые, что большинство населения является сторонниками сменяемости власти. 51 процент считает что власть должна меняться.

— Один мудрый англичанин сказал, что власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно.

— Чтобы человек сам отказался от власти в России, был только один на моей памяти — это был Борис Николаевич Ельцин.

— Я настаиваю на том, что в нашей стране сегодня нет профессии журналист. Есть отдельно взятые журналисты, они ещё сохранились. Долг журналиста перед аудиторией в том, чтобы давать информацию полную, объективную и правдивую. Каждый из нас знает, когда он врет и говорит полуправду. Задача журналиста не говорить вот это хорошо, a это плохо. Задача журналиста показать это, а вы сами решите. Такой журналистики у нас нет.

— Вопрос патриотизма. Как мне представляется, патриот это все-таки человек, который пытается все сделать, чтобы в его стране все было хорошо. Это не тот человек, который размахивает флагом и кричит «ура, ура». Это тот, кто говорит — вот там проблема (Познер цитирует «Прощай немытая Россия» Лермонтов).

— Наша пассивность. Когда мы могли бы что-то делать, но мы это не делаем. Два года назад были выборы в Государственную думу. Проголосовали 48 процентов, то есть 52 процента не голосовали. Давайте представим, чтобы эти 52 процента проголосовали бы за «Яблоко». Все было бы иначе. Но 52 процента не голосовали и жалуются. Вот эта пассивность находит этому оправдания, а она приводит к той ситуации, которую мы имеем сегодня.

— Три вещи меня беспокоят. Несменяемость власти. Положение с журналистикой в нашей стране. Ну и отсутствие гражданственности нашего населения, пассивность, замкнутость на себе и близких, а остальное — гори оно синим пламенем, это не мое дело, а их дело.

— Как мы понимаем свободу? Мне кажется, в России понимают свободу как волю: что хочу — то и ворочу. Это не свобода, свобода в первую очередь — это ответственность.

— Это мероприятие, этот фестиваль предполагает как-то возбуждать эту тему. Она очень ельциновская. Потому что Борис Николаевич много думал об этой теме, хотя был человеком советским. А какая была свобода в Советском Союзе? И то, что он пришёл к этому, говорит об исключительности этого человека. Аномальности. Ельцин Центр — попытка выразить то, к чему стремился Ельцин.

  • 23 ноября в 15.30 по Екатеринбургу (13:30 по Москве)

Выступление писателя и историка литературы Дмитрия Быкова

Он прочитает свои лирические и прозаические тексты, ответит на вопросы

Быков читает стихотворение, которое придумал за 3 минуты 20 секунд на главной сцене фестиваля

Встреча с Быковым начинается с того, что он читает «Письма счастья» – свои стихи о злободневном, которые раньше публиковались в «Огоньке», а затем в «Новой газете».

Первое прочитанное Быковым стихотворение посвящено Украине. Затем читает «Периодическую баллада» – о разных периодах истории нашей страны.

– Я никогда не был либералом, и никогда не был патриотом и консерватором. Эта дихотомия устарела, мне кажется. Я государственник без государства. Я государственник идеального государства, которое когда-нибудь будет в России.

– Не исключено, что в беззубой старости я погружусь в социальные сети и буду искать там иллюзию жизни. Но ещё лет 30 я это делать не собираюсь.

– История со сквером доказывает, что вопросы веры для противников сквера второстепенны. Просто людей, которые выступают за свободу, поддерживает бог. Бог всегда за свободу... Когда ребёнок просыпается ночью от кошмара, ему просто надо объяснить, что кошмар – это не навсегда.

– Каждый выбирает свою историю. Это такое лего, из которого каждый собирает свой адок.

– Сейчас происходит конфликт простоты и смерти с одной стороны и жизни с другой, жизни, которая всегда сложна. Побеждает жизнь, хотя мертвых больше.

– Нам очень повезло с народом, мы его часть, мы и есть народ. Это другим не повезло с нами. Ну что поделаешь.

То, чему вас учат в школе, вам никогда в жизни не пригодится, клянусь.

Программа в кино-конференц-зале

Выступление продюсера Александра Роднянского. «Эволюция медиа — свобода выбора»

Фрагмент выступления Александр Роднянского

Александр Роднянский:

– Кинематограф становится аттракционным и зрелищным в последние 20 лет.

– Зрители перестают ходить на драмы как таковые – они обнаруживают драмы в других жанрах. Человеческая драма уходит на малый экран.

– Главное изменение произошло в телевидении. Сериалы прежде долгое время существовали на эфирном телевидении, они имели возможность долгое время удерживать аудиторию.

– На американском ТВ произошла революция, когда в таких сериалах как «Доктор Хаус» и Lost были нарушены прежние сериальные каноны, дальше наступил этап кабельного телевидения премиум-сегмента (HBO). Оно не регламентируется так строго, как эфирное телевидение. Ситуацию в своё время прорвал сериал «Клан Сопрано»

– Netflix становится первой стриминговой платформой, поставляющей свой оригинальный контент. В отличие от ТВ-каналов, производящих усреднённый контент, ориентированный на очень среднюю целевую аудиторию.

– В онлайне определили кластеры зрителей, и сериалы стали делаться для каждого конкретного кластера.

– В отличие от эфирных сериалов появилась возможность давать более жесткий контент, возможно – с обсценной лексикой, с насилием, с необязательным хэппи-эндом.

– Стриминговые платформы начинают гонку вооружений, которая ведёт к колоссальному росту контента.

– Опыт коллективного переживания, предложенный Люмьерами, совпал с серьезными социальными изменениями. Авторитарные лидеры быстро осознали силу кинематографа в его влиянии на массы.

– Мы находимся сегодня в переходном периоде истории, когда ее потребительское поведение аудитории категорически меняет контент: это означает появление сложных неоднозначных персонажей, отсутствие обязательных хэппи-эндов, сложное и нестандартное провокационное кино.

– Сериал «Чернобыль» говорит о машине государственной лжи. Аудитория, посмотрев сериал, прочувствовала эмпатию к героям сериала, попавшим в жернова этой машины.

– В России есть серьезный аудиторный потенциал.

Из зала спрашивают Роднянского про фильм «Джокер» и читает ли он комиксы.

– Нравится только Алан Мур. Комиксы – у нас это все ещё не массовая культура, они в России (в отличие от Америки) пока только для определённого сегмента.

Про «Джокер»: потрясло, с каким интересом аудитория отреагировала на этот фильм, на высказывание в поддержку дисфункционального бунта, где автор исследует тот комплекс обстоятельств, которые привели к трансформации личности персонажа в маньяка-убийцу.

Встреча с кинокритиком Антоном Долиным. «Искусство кино как инструмент свободы»

– Я вспомню в качестве эпиграфа свое общение с Кирой Георгиевной Муратовой. Я спросил ее после премьеры фильма «Два в одном»: «Ваши фильмы всегда дают ощущение свободы, как так получается?» Она ответила: «Свобода — это эклектика, я не выбираю один жанр». Я думаю, что это очень правильная формулировка, это делает и Ельцин Центр. Я его очень люблю и сегодня надеюсь показать младшему ребёнку, с которым я приехал.

– Мы все, когда идём в кино, подписываем соглашение, что все условности будем воспринимать как реальность. Можно ли отменить это соглашение? Это и есть вопрос свободы. Свобода — это когда мы отказываемся от принятых правил. В кино есть много таких правил.

– Кино связанно с техническим прогрессом, оно невозможно без него. Этому догмату о технике Ларс фон Триер бросил вызов: живая камера, отказ от спецэффектов, записанной музыки и так далее. Он со своей «Догмой» отказался и от жанра. Самые великие отказываются от жанров. Юмор неотделим от драмы и наоборот.

– Кино требует денег, оно не может быть бесплатным, и Триер попробовал это опровергнуть, и они с режиссёрами «Догмы» снимали фильмы либо совсем без денег, либо за небольшие суммы. И оказывается, он был провидцем, ведь теперь у нас у каждого в кармане есть и камера, и экран.

– Marvel это тоже кино, которое символизирует сегодняшнюю реальность.

– Ельцин Центр это, конечно, мое место, потому что я человек 90-х. Для меня 90-е годы это университет, курсовые, друзья, встреча с девушкой, на которой я потом женился.

– Думаю Ельцин Центру нужно сделать отдельный зал в музее, где будут крутить «Ассу». Потому что это 90-е. Чтобы всегда была «Асса».

– Необходимость оценивать фильмы это не мой долг, а мое призвание. Но кино для удовольствия я смотрю крайне редко. И когда я хочу удовольствия для себя — я отдыхаю от кино.

Встреча с режиссером, автором кинопроекта «ДАУ» Ильёй Хржановским. «Творчество и цензура»

Фрагмент встречи с Ильёй Хржановским

– Я очень рад здесь находиться. Можно сказать, что для меня это премьера. Я уже около 13 лет не даю интервью. Но думая про то, где было бы здорово сделать премьеру этого кинопроекта - Екатеринбург всегда представлялся идеальным местом. Но, как говорится, по не зависящим от автора причинам это было невозможно. Почему бы тогда не поговорить здесь о «Дау». Ельцин Центр – это же мир, и «Дау» именно история про создание мира.

Хржановский показывает два видео. Первое – цифровая платформа, на которой будут размещены все материалы, связанные с «Дау». Второй – ролик из сцен первоначального полнометражного фильма, с которого проект «Дау» начал разрастаться в разные форматы (фильмы и сериалы).

– Мне очень важно, чтобы фильм показывался здесь. Где бы я ни жил, я — русский режиссёр, мне важно, чтобы он был здесь. Но пока прокатного удостоверения нет. В России предложений показать Дау не было. Я буду пытаться получить прокатное удостоверение в России, это мой долг перед людьми, которые тут живут.

– Цензура находится не в Министерстве культуры, а в каждом человеке. Дело в самоцензуре. Уровень самоцензуры вырос.

– «У проекта «Дау» нет политической составляющей. «Дау» — это про человека».

– Главный продукт проекта «Дау» — это книга. Хотелось бы Нобелевскую премию по литературе получить. Помимо того, что мы снимали, у нас есть ещё 4 тысячи часов звука. Это диалоги философские, интеллектуальные, интимные. Я когда начал их слушать, попросил транскрибировать. В итоге – это 250 томов. Внутри этого текста проходит 30 лет жизни людей. Так что эту премию должен получить не я, а герои этой книги. Она выйдет в цифровом формате.

– Государство должно создать такие условия, в которых культура может развиваться

– Я в Ельцин Центре второй раз. И Центр, и люди здесь в меня вселяют надежду.

Вопрос из зала: Можно ли выжить из нас советского человека и если да, то как?

– Если приезжаешь в азиатские страны, ты видишь как многие люди делают себе операцию на глаза, на нос, меняют цвет кожи... Мне кажется, это вопрос общей работы. Я верю в ритуалы, в ритуалы коллективные. Я, например, верю в покаяние. На территории одной человеческой жизни это возможно.

Второй фестиваль «Слова и музыка свободы»

Александр Поляков

Музыкальная программа

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.