Мастер мокьюментари Михаил Местецкий

11 сентября 2019 г.Ольга Исакова
Мастер мокьюментари Михаил Местецкий

В Ельцин Центре 5 сентября прошла первая встреча второго сезона образовательной программы «Отечественная история в кинематографических свидетельствах: правда, постправда, ложь». Открыл сезон российский мастер Михаил Местецкий: режиссер «Тряпичного союза», «Незначительных подробностей случайного эпизода», сценарист «Легенды №17», «Хорошего мальчика» и идейный вдохновитель музыкального бэнда «Шкловский».

Михаил Местецкий стал известен массовому зрителю после соавторской работы над сценарием фильма «Легенда №17» режиссёра Николая Лебедева. Это подтверждается не только лидерством по популярности среди аудитории «Кинопоиска» за первые пятнадцать лет XXI века, но и положительными рецензиями большинства российских кинокритиков. Позднее Михаил откровенничал: творческое удовлетворение ему приносит не работа под крылом массового российского кинопроизводства, а собственные режиссёрские работы в жанре мокьюментари.

– Михаил, я запуталась! Где вы «прикалываетесь» по-настоящему? Такие разные работы – здесь, и в «большом» кино». Не верится, что у них общий автор, – негодовала слушательница лекции.

В мокьюментари, по словам Михаила Местецкого, съёмочная команда не заключена в жёсткие рамки продюсерского видения картины. Лёгкие и живые короткометражки автор создаёт в атмосфере творческого «беспредела», оторванности и вседозволенности. Например, обувная мафия пришивает ноги профессору-экспериментатору Пахомину, в больнице топоры оказываются в чёрном хлебе, а сотрудник ОГПУ путешествует во времени прямиком в 2015-й.

Мокьюментари дословно означает «документальную подделку», стилизацию под документальность. При зарождении жанра в 1950-х выяснилось, что «святая документальность» кино нередко выступает неким каркасом эстетической системы с набором приёмов, который авторы применяют для манипуляции. Псевдодокументальное кино – смелый бунтарский ответ на чрезмерное бравирование лживыми фактами и дезинформацию в документалистике. У каждого мокьюментари-режиссёра кино – своё, особенное и родное, но всегда используется приём «игровой матрёшки». Игры в игре. Уровни вымышленного и реального накладываются друг на друга. Автор нарочито маскирует вектор логического построения нарратива. Смыслы повествования смещаются, перетасовываются как карты в колоде. В такой игре подлинного и вымышленного режиссёру не нужно биться за доверие зрителя. С первых кадров сконструированная реальность в мокьюментари – насмешка, манипулирование в чистом виде, шулерство и плутовство.

Как рассказал сам Михаил, желание творить в жанре псевдодокументалистики уходит прямиком в историко-филологическое образование режиссёра. С одной стороны – историческая тяга к недосягаемой истине из первоисточников, с другой – крен творческого порыва в попытке вырваться из тоскливых клещей той самой исторической правды и унылых лап документальности. Михаил иронично называет собственные режиссёрские короткометражки «качественной собачьей чушью», а чуть позднее с заметной теплотой характеризует творческое призвание как «кино малых чаяний».

– Я просто играю с серьезной интонацией, чтобы весело шутить. Документальным кино в чистом виде точно не занимаюсь. Всё это – наглые манипуляции с хроникой и документом. Мимикрия в чистом виде, и, признаюсь, мне это очень близко, – рассказывает Михаил об отношении к мокьюментари.

Когда в коротком метре «Топоры в батонах» герои Местецкого с больничных коек в недоумении вопрошают, как топоры оказываются в батонах, и дело попадает в поле зрения прокуратуры, в зрительном зале Ельцин Центра закономерно возникает вопрос: «Как найти грань между вымышленным и реальным?». В действительности, это ключевой момент для мокьюментари и последняя инстанция в разгадке таинственной природы кино.

Соблюсти полную документальность – то же, что завязать глаза и пройти по минному полю. Результат прогулки очевиден и неутешителен. Документальное кино может быть правдоподобным, убедительным, может соответствовать и точечно попадать в устоявшиеся образы в сознании зрителя, но по умолчанию абсолютная идентичность мироощущения и восприятия окружающего мира невозможна. Отвечая на вопрос, режиссёр возвышенно говорит о важности доверия – людям, историям, экрану – вот, что важно, и вот что прописано в рецепте как романтическая таблетка против цинизма и уныния. В то же время мокьюментари-работы Михаила дают жизненный урок: для твёрдой почвы под ногами стоит прокачать навык трезвой критической позиции и держать мастерство аналитики в полной боевой готовности.

После просмотра трёх короткометражек зрители справедливо сравнили режиссёра Местецкого с Даниилом Хармсом-публицистом, контркультурным героем первой половины XX века.

– Хармса я очень люблю, именно он научил меня: комичное не уступает в величии драматичному, а великое должно быть смешным, – комментирует сравнение Михаил.

Хармс любил вытворять невероятное. Где у Хармса компиляции рифмованной бессмыслицы, абсурда, бреда и фантастичной реальности в пространстве литературного эксперимента, у Местецкого – сторителлинг, но на более опасной территории – территории киноплощадки. Выступать Хармсом современности у режиссера выходит здорово. Короткий метр «Ноги – атавизм» в 2012 году на «Кинотавре» стал лучшим короткометражным фильмом.

Вечер в зале Ельцин Центра проходил в тёплой атмосфере домашних посиделок, не по правилам строгой академической лекции. Екатеринбуржцы интересовались творческим подходом режиссера, сценарно-режиссёрскими нюансами работы. Михаил делился опытом не без присущей ему иронии. К съемкам сериала, рассказал Местецкий, он пока не готов.

– Другой темп речи, иной подход и чувствование материала. Сколько информации нужно удержать режиссёру в голове. Восхищает и пугает одновременно.

Михаил Местецкий в Ельцин Центре

Слушатели не забыли поинтересоваться, как гость относится к Екатеринбургу, особой энергии Урала и уральским жителям. Михаил с живостью отреагировал и с любовью отозвался о городе. Если выпадет возможность поработать в уральских краях – режиссёр её не упустит.

Последнюю короткометражку – «Одна историческая ошибка» – буквально за несколько дней до лекции в Ельцин Центре разместили на YouTube. В новой работе Михаил Местецкий предложил взглянуть на природу исторической и художественной правды. Удивительное впечатление создаётся после просмотра картины. Для работы над фильмом режиссёру, кажется, пришлось облачиться в мантию волшебника, а после – с изяществом показать мастерство монтажной склейки.

Сохраним подробности в секрете, не будем разрушать магию кино. Посмотрите – и всё поймёте сами.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.