Назван победитель конкурса Лотар-Шевченко

1 июля 2016 г.
Назван победитель конкурса Лотар-Шевченко

Жюри VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко назвало победителей основной номинации. Главный приз 2016 года получил Олег Худяков.

Олег Худяков родился 23 декабря 1994 года в Арзамасе-16 (ныне - Саров) Нижегородской области. Студент третьего курса Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (педагог - профессор Валерий Пясецкий).

Вторая премия основного конкурса – Роман Косяков и Тимофей Доля (Россия), третье место у Александра Широкова (Россия) и Жибек Кожахметовой (Казахстан), четвертое – Константин Звягин (Германия). Напомним, что победителем юношеского конкурса Лотар-Шевченко стал Александр Ключко.

В Большом зале Свердловской государственной филармонии 1 июля состоялось торжественное закрытие VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Победителей поздравила Наина Ельцина и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Торжественное закрытие VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко

Видео: Игорь Гром

В завершающий день также состоялся концерт лауреатов. Обладатель Гран-при Олег Худяков сыграл с Уральским академическим филармоническим оркестром. Дирижировал заслуженный артист России Алексей Доркин.

На концерте присутствовали исполнительный директор Президентского фонда Бориса Ельцина Александр Дроздов, Татьяна и Валентин Юмашевы.

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА ЛАУРЕАТОВ VI КОНКУРСА ПАМЯТИ ВЕРЫ ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО

1 ОТДЕЛЕНИЕ

Официальная часть

Концертная программа: соло лауреатов юношеского и основного конкурса (всего 6 человек): 44 минуты

Александр Ключко (Россия) – I премия Юношеского конкурса: Бетховен. Соната № 23 (Аппассионата) фа минор, соч. 57, 1 часть – 10 мин.

Константин Звягин (Германия) – IV премия Основного конкурса: Дебюсси. Две прелюдии: Шаги на снегу + Что видел западный ветер – 7 мин.

Жибек Кожахметова (Казахстан) – 3 премия Основного конкурса: Шостакович. Прелюдия и фуга ми-бемоль минор – 6 мин.

Александр Широков (Россия) – 3 премия Основного конкурс: Рахманинов. Этюд-картина ми-бемоль минор, соч. 39, 35 – 5 мин.

Тимофей Доля (Россия) – 2 премия Основного конкурса: Шопен. Ноктюрн ре-бемоль мажор – 5 мин.

Роман Косяков (Россия) – 2 премия Основного конкурса: Лист. Испанская рапсодия – 11 мин.

Антракт – 20 минут

II ОТДЕЛЕНИЕ

На сцене – Уральский академический филармонический оркестр

Дирижёр конкурса – заслуженный артист России Алексей Доркин

Солист – победитель Конкурса – лауреат I премии Олег Худяков

Бетховен. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 37, в 3 частях – 34 мин.

Все дни на прослушиваниях работали музыковеды пресс-центра конкурса. На каждого конкурсанта ими было составлено своего рода досье – отзыв, отражающий впечатление от выступления пианиста. Мари Байкузина так написала об игре Олега Худякова:

«Многие участники в качестве крупных форм выбрали циклы, причем, далеко не сонатные. Так, в исполнении Романа Худякова прозвучали Английская сюита №3 И.С. Баха (кстати, сыграна очень необычным для произведений Баха звуком, насыщенным, полным, подобно воспроизведению оркестрового звучания), «Арабески» Р. Шумана, а также «Прелюдия, Хорал и Фуга» С. Франка, а также сочинение многим полюбившегося джазового композитора Н.Г. Капустина – Этюд №1 «Прелюдия». Зрители первого и второго дня II тура конкурса были настолько щедры на овации, что этого исполнителя мы увидели на поклоне второй раз»

Удостоились отзывов и лауреаты:

«Жибек Кожахметова порадовала чуткостью и такой потрясающей лирикой. В самом деле, слушая эту пианистку, удается «отключаться» хоть на минуту от бесконечной аналитики.

Третий концерт Прокофьева в ее исполнении подкупил, прежде всего, тем, что в нем было главное – стержень, яркость, эмоциональность и даже доблесть. На мой взгляд, был мало озвучен верхний регистр, что достаточно важно в музыке Прокофьева. Хотелось бы ко всем прочим плюсам, чтобы еще и «верхушки» звенели. В целом выступление этой пианистки пришлось зрителям по душе, и зал дружно аплодировал и скандировал «браво». И это неслучайно, ведь исполнительница смогла, несмотря на мелкие недочеты и не всегда слаженный ансамбль, донести саму суть музыки, а это куда важнее.

Тимофей Доля в очередной раз доказал свою техническую оснащенность и такое важное качество, как стабильность за роялем. Если у Жибек случались промахи в крайних частях бетховенского концерта, то Тимофей все испытания и подводные камни этого произведения выдержал с достоинством. Форму пианист ощущает очень хорошо, что и позволило на одном дыхании исполнить два сложнейших концерта. Следом за Бетховеном прозвучал Рахманинов – знаменитый второй концерт. Многое удалось Тимофею в этом произведении, однако, на мой взгляд, не хватило мощности и смелости, что отразилось на звучании кульминаций с оркестром – пианиста просто поглощал оркестровый звук. Кроме того, чувствовалась некая суета в побочной партии и во второй части, как будто пианист ощущал себя не в своей тарелке. Все остальное – форма, все технически сложные моменты – были исполнены блестяще. Было настоящей радостью познакомиться с таким исполнителем»

«Как рядовой пианист представляет себе типичного музыковеда? Горбатого от сиденья за столом, витающего в облаках «ботаника». А каким типичный музыковед видит типичного пианиста? Многие со мной согласятся – он представляет себе Романа Косякова, - пишет об обладателе II премии Мари Байкузина. - Высокого, с длинными пальцами, шикарными локонами, и – лауреата международных конкурсов с профессионально выполненной программой. Пожалуй, никто еще в I туре конкурса не исполнял Шумана настолько правильно. В данном исполнении его сонаты сохранилось именно то, «шумановское» начало, идеально сделанная смена образов: «… энергия, первозданная сила и ароматно-нежная, задумчивая мечтательность», как характеризовал музыку Шумана один из его современников. Каждая романтическая интонация − будь это вопрос, утверждение, удивление − всё четко и ясно прослушивалось. Игра Романа Косякова привлекла не только этим, но и своей темпераментностью, чистым звуком, а также отсутствием «лишних» нот, что удается далеко не каждому. На едином дыхании прозвучала Испанская рапсодия Ф. Листа. Не многим исполнителям удаётся зацепить внимание на своей игре и продержать его до самого конца»

Музыковед Вера Бунькова – о Константине Звягине:

«Пианист явил на суд жюри объемную программу. Как правило, дни конкурса не особенно богаты разнообразием фамилий композиторов. Лепту в правое дело расширения поля имен внесло исполнение Константином Звягиным (после прозвучавших из под его же рук опусов Гайдна и Скрябина) сочинения Кароля Шимановского («Серенада Дон-Жуана» №3, ор. 34). За «Дон-Жуаном» последовали шесть этюдов-картин Рахманинова, где исполнитель раскрыл ту густоту и мощь звука, которой способен был ответить его стараниям инструмент»

В перерыве между блоками конкурсных прослушиваний музыковеду Оксане Гагариной (пресс-центр конкурса Лотар-Шевченко) удалось побеседовать с членом жюри конкурса, пианистом, профессором Франкфуртской высшей школы музыки Львом Наточенным.

− Конкурс вам кажется интересным?

− Мне очень интересно. Некоторые конкурсы я знаю − был в жюри, в общем, не новый человек в этом деле. Я работал много лет в трёх странах. Сначала в Москве, в Нью-Йорке 20 с лишним лет, теперь в Германии. Надо сказать, что здесь редкая организация. Даже конкурсы с несравнимо более крупными бюджетами не располагают такой организацией, такой точностью, таким уважением к конкурсантам и членам жюри. Это редкое явление. И, конечно, приятно, что вспомнили эту гениальную женщину, потому что её никто не знает не только здесь, но и во Франции. Это несправедливо, а ведь она огромная пианистка! Но у неё мало записей, о ней мало известно. И Юрий Данилин (ответственный секретарь, инициатор конкурса Лотар-Шевченко – Ред.) молодец, конечно. Что там говорить! Такую махину поднять! Ведь в России это практически невозможно, если человек не связан с высшей точкой политической вертикали. Это просто колоссально!

− Какие перспективы вы видите для дальнейшего развития этого конкурса?

− Прежде всего отмечу, что уровень конкурса конечно очень высокий. Можно развиваться, но это зависит от бюджета и того, что может конкурс дать, потому что молодые люди нуждаются сейчас в концертах, ну и, понятно, в деньгах. Но в концертах − преимущественно, потому что концерты в конечном итоге переводятся в деньги. Концерты всегда очень трудно получить. И если конкурс сейчас даёт какое-то турне во Франции − это чудно. Без географии развитие бренда практически невозможно.

− Что бы вы хотели пожелать конкурсантам во втором и третьем турах?

− Получше играть не помешало бы. Да, есть очень хорошие ребята. Но есть и те, которым нужно учиться, учиться и учиться много. Они немножко, как бы сказать, варятся в собственном соку и не интересуются тем, что происходит. Некоторые, которые интересуются, они и играют иначе. А некоторые… Вот выходит человек и начинает играть, и слышно, что он ничем не интересуется, кроме как, я извиняюсь за выражение, по клавишам стучать. Хотелось бы пожелать, чтобы поменьше по клавишам стучали и побольше слушали и книжки читали. Тоже помогает!

Другие новости

Интервью

Сергей Пархоменко — о рождении новой российской журналистики

Сергей Пархоменко — о рождении новой российской журналистики
«Не человек из 90-х и музейный экспонат, а живой активный журналист!» – так анонсировал появление Сергея Пархоменко в переполненном зале Свободы главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» в Екатеринбурге Максим Путинцев.
23 августа 2019 г.
Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.