Экспонат

Новый экспонат: барабан мира

17 апреля 2017

В витрине «История одного экспоната» в Музее Б.Н. Ельцина 10 апреля выставлен новый предмет – молитвенный барабан буддийского монаха Дзюнсэя Тэрасавы. С ним связана история новой демократической России, история антивоенных маршей мира, в которых участвовали буддийские монахи в 90-е годы в России.

Об истории экспоната рассказывает Феликс Шведовский, передавший барабан на временное хранение в Музей первого президента России, – сам буддийский монах, историк, журналист:

– Традиционный японский ручной барабан, похожий на теннисную ракетку (сами японцы называют его «утива-тайко» – «барабан-веер»), играет главную роль в религиозной практике ордена Ниппондзан Мёходзи.

Именно этот барабан москвичи увидели и услышали в августе 1991-го на баррикадах у Белого дома в Москве, где будущий духовный учитель десятков молодых людей на постсоветском пространстве достопочтенный Тэрасава-сэнсэй молился за ненасильственную победу демократии в СССР. Еще раньше, в мае 1988 года, он бил в него всю ночь на Красной площади, сидя вместе с хамбо-ламой Бурятии перед шарирой (мощами) Будды Шакьямуни, которые вручил на следующий день в Кремле Михаилу Горбачеву (после окончания саммита президентов СССР и США по ядерному разоружению). Тогда молитва впервые прозвучала в самом сердце страны, десятилетиями отвергавшей всякую религиозность.

А задолго до этого, в 70–80-х годах, 20-летний Тэрасава молился с этим барабаном в Лондоне у могилы Карла Маркса, чье учение раскололо мир на два враждебных лагеря. Тэрасава прошёл всю Западную и Восточную Европу, организовывая одиночные, а иногда массовые «Марши мира», призывая к окончанию холодной войны.

Дальнейшая история барабана связана с многочисленными выступлениями граждан новой России за свои права и свободы. Это и новое противостояние у Белого дома в октябре 1993 года, и война в Чечне. Ей посвящены фотографии, сопровождающие барабан в витрине «История одного экспоната». Тогда, в марте 1995-го, Дзюнсэй Тэрасава вместе с Комитетом солдатских матерей России организовал «Марш материнского сострадания Москва – города России – Грозный». 15 молодых монахов-учеников сопровождали его в этом марше. Большая часть из них в июле 1995 года, после окончания акции, растянувшейся на несколько месяцев, были вместе с Тэрасавой-сэнсэем отправлены в фильтрационный лагерь.

Дзюнсэй Тэрасава продолжает странствовать по свету и молиться за мир в различных странах.

У него теперь другой барабан. Как и всякая вещь, барабаны имеют свой срок службы. Со временем они протираются, перестают звучать. Палочка, которой буддийский учитель бил в этот барабан, утеряна. Иероглифы, обозначающие молитву и название ордена, уже почти неразличимы на кожаной поверхности, натянутой на металлический обод. Но дерево, из которого сделана рукоять, способно дольше хранить память о героической истории этого экспоната. А еще память хранят люди, благодарные монаху, приехавшему из далекой Японии молиться за мир в их стране.


Посмотреть новый экспонат в витрине «История одного экспоната» можно будет до 10 мая. Рекомендуем одновременно подробнее ознакомиться с музейной экспозицией, посвящённой свободе вероисповедания, и залом «Чеченская трагедия» – они повествуют об историческом контексте, в котором существовал в 90-е молитвенный буддийский барабан, выставленный в Музее Б.Н. Ельцина.

Приглашаем также посетить в Ельцин Центре 28 апреля и 27 мая спектакль «Война, которой не было», поставленный по чеченским дневникам Полины Жеребцовой «Муравей в стеклянной банке».



Другие новости
Яндекс.Метрика