Премьера в музее: пьеса-променад «Карусель»

14 ноября 2016 г.Татьяна Филиппова
Премьера в музее: пьеса-променад «Карусель»

Премьера спектакля «Карусель» по пьесе Валерия Шергина, написанной специально для постановки в Музее Бориса Ельцина, состоялась. 7 ноября музей принял не только участников спектакля – актеров разных екатеринбургских театров, но и первых заинтересованных зрителей необычного театрального проекта.

Спектакль-променад «Карусель. Прогулка по...» – не первый проект Театральной платформы «В Центре». В конце октября с большим успехом в Ельцин Центре прошел «Уральский подпол», который вызвал шквал высказываний в соцсетях и СМИ.

Премьера спектакля «Карусель» в Ельцин Центре

Видео: Александр Поляков

Пьеса написана по заказу Президентского центра Б.Н. Ельцина. Это личная история человека, вписанная в переломные моменты истории России – 90-е годы прошлого века. Режиссер Александр Кудряшов поставил спектакль-променад по залам Музея Ельцина. Это настоящее путешествие по лабиринтам памяти. Герой вспоминает о юности, о своей первой любви. Вспоминает и утренний московский троллейбус, и очереди в магазине, и перемены, происходившие в стране. Но все-таки и троллейбус, и очереди, и перемены остаются только фоном в истории обычных человеческих отношений. Эта обычность, читай узнаваемость, сразу же расположила зрителя. Знакомые шутки, похожие конфликты и обстоятельства – эта пьеса про нас всех.

Началась она на Президентской площади Центра со слов главного героя:

– Это как в детстве… Когда со мной происходило что-то хорошее, я запоминал этот день и тот путь, что я делал до этого. А потом ходил той же дорогой, чтобы хорошее снова повторилось.

Плавно и органично действие переместилось в Мраморный зал Кремля, где по ходу пьесы происходит семейный совет и две семьи решают поженить своих отпрысков. Все очень важно и чинно, как и должно быть в Кремле, только дети к этому совершенно не готовы. Александр и Светка слишком хорошо знают друг друга, чтобы воспринимать серьезно идею родителей.

Настоящий московский троллейбус при непосредственном участии зрителей надолго разводит героев в разные стороны. Главный герой встречает первую любовь – энергичную девушку Аню, приехавшую из Воронежа покорять Москву. Влюбившись, герой теряет ее из виду на долгие годы. В поисках своей любви он проживает главные события 90-х: путч ГКЧП, осаду Белого дома, войну в Чечне.

На баррикадах (в одноименном музейном зале) он снова встречает Аню, но толпа разносит их в разные стороны. Нелегкая жизнь заставляет его стоять в долгих очередях (в экспозиции с пустыми прилавками), торговать на рынке, подменяя предприимчивого дядюшку. Судьба заносит его в Чечню, новобранцем, там он встречает воронежского жениха Ани. Они были знакомы всего одну ночь. В парня из Воронежа попадает осколок чеченского снаряда. Сам Александр тоже ранен. Все это – в зале чеченских событий. Парня комиссуют, и он долго валяется в госпитале, где его часто навещает Светка. Его как героя показывают в программе «Взгляд».

И наконец ему снится сон: он разговаривает с президентом в президентском кабинете в Кремле. Борис Ельцин в домашнем халате говорит, что уходит в отставку и ничем не может помочь в поисках таинственной, вечно исчезающей Ани.

Действие завершается в зале Свободы, где на фоне настоящего города, расстилающегося за панорамными окнами в отблесках вечерней зари, главные герои – Александр и Светка – вспоминают то время, когда родители хотели их поженить и рассуждают, почему тогда не поддались первому чувству. И почему сейчас у них нет никого роднее друг друга. Променад по музею с героями пьесы заканчивается «хэппиэндом» – герои наконец-то обрели друг друга. К радости зрителя дальше они вместе пойдут по жизни.

Все вернулись на президентскую площадь, где зрители аплодисментами поблагодарили актеров, режиссера и автора. Необычный формат действия публике понравился. Теперь его участникам предстоит шлифовать тексты, заново проходить сцены, серьезно осваивать музейную экспозицию.

Автор пьесы Валерий Шергин рассказал, что он доволен премьерой:

– Доволен вполне. Это популярный сегодня во всем мире формат – пьеса-променад. Она писалась под заказ, исходя из экспозиций, представленных в музее. И вписалась, на мой взгляд, хорошо.

– Что было самым трудным в работе?

– Самое трудное – придумать хорошую историю. Не было задачи освещать политические события, агитировать за тех или за этих. Наоборот, показать судьбы обычных людей на фоне этих событий. По-моему, получилось. Мне самому было интересно вслед за актерами заново пройти весь этот маршрут.

– Эта история полностью выдуманная?

– От начала до конца. Просто я бродил по залам, изучал все локации, рассматривал экспонаты, читал документы, смотрел хронику, и вот вырисовалась такая история. В ней нет ничего личного, хотя я отлично помню то время.

– С момента читки пьеса очень поменялась. Не возникло ли у вас традиционного конфликта автора с постановщиком?

– Нет. Мы работали как команда. Постоянно созванивались, обсуждали, спорили, не без этого. Когда сроки для работы сжатые, это единственный выход. По-моему, пьеса получилась удачной, камерной, с добрыми шутками. Я доволен тем, что увидел.

Александр Кудряшов, режиссер спектакля:

– В ходе репетиций у вас отпал главный герой в молодости.

– Он оттягивал функционал зрелого героя на себя. Нам важны воспоминания главного героя и его нынешнее отношение к тому времени. Так сцены выглядят интереснее. Я поговорил с автором, он был не против.

– Декорации внесли свои коррективы в спектакль?

– Внесли, и довольно важные коррективы. Сегодня было очень много зрителей. Наверное, их должно быть меньше. Из-за этого некоторые сцены получились иначе. Возникает проблема обзора. Сегодня премьера, зритель нам все простил. Я как режиссер могу быть чем-то недоволен, но на самом деле это повод доработать некоторые сцены, чтобы они просматривались.

– В целом вы довольны результатом?

– Если учесть, что это премьера, то да.

– Вы изменили финал, почему?

– Мне бы хотелось чтобы главный герой говорил о том, что он приобрел, а не потерял. Он распрощался с Аней. И теперь она не сидит вечным чертиком у него на плече. Он сказал ей «спасибо» и стал жить дальше, и смог стать счастливым.

– Вы предоставляли свободу актерам?

– Да, поначалу. У нас получился хороший симбиоз с главным героем. Мы спорили. Мы орали друг на друга. Но потом этот пар выходил, мы обнимались и радовались тому, что «зарубаемся» за искусство, а не спорим, кто из нас лучше. От актеров поступало много предложений. Что-то им удобнее было говорить, куда-то им было удобнее двигаться. Я благодарен артистам, что они не боялись высказываться, хотя мы спорили и, возможно, я был резок. Это и есть свобода.

Лейтмотивом спектакля стали слова из песни Любы Успенской: «Манит, манит, манит карусель в путешествие по замкнутому кругу». Вместе со зрителями герои спектакля прошли полный круг, начав спектакль на Президентской площади музея и вернувшись сюда после финальной сцены в зале Свободы. Здесь артисты вышли на поклон. Здесь главный герой, вернее, его исполнитель Александр Фукалов, представил всех участников спектакля не желающим расходиться зрителям. В самой верхней точке купола сменяли друг друга визуальные символы 90-х, они также были абсолютно узнаваемы, как и вещи, которые собирали для персонажей спектакля всем миром. Множество аутентичных мелочей для зрителей становились радостным открытием.

– У меня была такая же шубка! Как мы могли такое носить?

– А у меня был точно такой же турецкий свитер. Я его до сих пор на даче надеваю.

– Мой дед ходил в таких же трениках.

– Я тоже ломанулся в Москву, когда увидел по телику «Лебединое озеро».

– Я простояла в этих очередях всю молодость, помню, как вчера.

– А у моего соседа был такой же ларек!

Все эти замечания, сказанные шепотом друг другу, и есть лучшее свидетельство достоверности происходящего в новом проекте Театральной платформы «В Центре».

Расписание спектаклей Театральной платформы "В Центре"

Другие новости

Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.
Лекция

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
9 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.