Роман Гуляев: как Тридцатилетняя война изменила Европу

3 ноября 2023 г.Михаил Лузин
Роман Гуляев: как Тридцатилетняя война изменила Европу

Новый цикл «Пути к миру: европейские конфликты Нового времени» стартовал 11 октября в Ельцин Центре с лекции о Тридцатилетней войне (1618–1648). Её прочитал Роман Гуляев кандидат философских наук, старший преподаватель факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики.

Выступая в Образовательном центре, Роман Гуляев рассказал об этом конфликте подлинно всеевропейского масштаба: впервые в истории континента в борьбу оказались вовлечены все основные государства, а боевые действия развернулись от Нового Света до Балтики.

Тридцатилетняя война традиционно рассматривается как высшая точка напряжения религиозных конфликтов в Европе, последовавших за Реформацией и окончательно отделивших Новое время от Средних веков.

Слушатели смогли узнать, какие политические, географические и культурные факторы повлияли на ход войны, как эта война помогла сформировать ключевые институты государства современного типа и создала прообраз континентальной системы безопасности и международного права.

Цикл лекций «Пути к миру» предлагает особый подход к истории войн Нового и Новейшего времени. Акцент в нём делается на то, как и чем заканчиваются конфликты. Куратор курса – Арсений Куманьков, кандидат философских наук, автор книги «Война в XXI веке».

По словам Романа Гуляева, для современников Тридцатилетняя война стала квинтэссенцией бессмысленности и бездумной жестокости. Она привела к страданиям и смерти миллионов людей, радикально не изменив при этом границы европейских государств. Вместе с тем, у последующих поколений исследователей она вызывала и вызывает особый интерес, как знаковый и подробно описанный конфликт.

Религиозные, экономические и политические предпосылки войны

В начале своего выступления эксперт обратил внимание на предпосылки боевых действий, главную из которых сформулировал прусский военный теоретик Карл фон Клаузевиц: «Война – это продолжение политики с другими средствами». Начало конфликта связано с действиями императора Священной Римской империи Фердинанда II, который, будучи католиком, начал притеснять протестантов в своих владениях.

За 60 лет до начала его правления разногласия между протестантами и католиками в рамках Священной Римской империи были частично урегулированы Аугсбургским религиозным миром 1555 года. Этот договор ввёл принцип: «чья власть, того и вера». Если курфюрст или маркграф той или иной территории был католиком, эта религия автоматически распространялась и на его подданных. То же было верно и для протестантов. Впрочем, отмечает Роман Гуляев, именно этот принцип выдвинул военную силу в качестве ключевого фактора правления. Что, в свою очередь, заложило основу для длительных вооружённых столкновений в рамках Тридцатилетней войны.

Среди причин конфликта эксперт перечислил не только религиозные противоречия, но и борьбу за стратегические ресурсы, морские пути, торговые маршруты и различные экономические интересы. Важную роль сыграли и политические факторы.

Католик Фердинанд II, глава австрийской ветви династии Габсбургов, стремился к централизации власти на своих землях. Он также пытался расширить австрийскую модель управления на остальные территории империи. Соседи Священной Римской империи восприняли попытки императора создать централизованное государство как угрозу, и поддержали тех, кто противостоял этой централизации немецких протестантов.

Франция, Швеция, Дания, а также борющиеся за свою независимость от испанских Габсбургов Нидерланды стали непосредственно вовлечены в конфликт, имея свои интересы и мотивы для участия. К примеру, Швеция стремились добиться преимущественных торговых маршрутов через датские проливы и Балтийское море.

Испанская ветвь Габсбургов встала на сторону австрийского императорского дома, и причиной тому было не только кровное родство, но и экономические интересы в Южных Нидерландах и Северной Италии. Через территорию последней пролегала Испанская дорога, которая была важным путём для перемещения войск и ресурсов для венского двора.

Изменения в стратегии контроля за территориями

Война началась 23 мая 1618 года с восстания пражских сословий протестантского вероисповедания против власти Габсбургов. Решающее сражение первого этапа войны произошло на Белой Горе, рядом с Прагой, 8 ноября 1620 года: 15-тысячная армия протестантов потерпела сокрушительное поражение от 20-тысячной католической.

По словам Романа Гуляева, это событие, хоть и кажется не очень масштабным, на самом деле имеет большое значение в истории. Дальнейшее продвижение католической армии из Чехии на север Германии спровоцировало создание антигабсбургской коалиции в составе католической Франции и протестантских Нидерландов, Англии, Швеции и Дании. Последняя ввела на территорию Священной Римской империи 20-тысячную наёмную армию.

Когда в 1625 году Испанскую дорогу перерезала франко-савойская армия, и поток золота для оплаты наёмников из Испании в Вену иссяк, Фердинанд II пригласил возглавить борьбу с датчанами честолюбивого генерала Альбрехта фон Валленштейна. Тот предложил «экономный» метод содержания войск набрать как можно более многочисленную армию и кормить её за счёт населения театра военных действий. Эта армия быстро стала грозной силой насчитывавшая исходно 24 тысячи человек, она со временем выросла до 140 тысяч.

По словам Романа Гуляева, увеличение численности пехоты в три раза за пять лет при почти постоянной численности кавалерии представляет собой важное изменение военной стратегии. И одновременно знаменует новый подход к контролю за землями и населением, который он назвал «капитализацией территорий».

– Очевидно, что огромная масса вооружённых людей не всегда находилась в боевых действиях. В большинстве случаев войска распределялись по территории, обеспечивая гарнизонный контроль и «вытряхивая» ресурсы из местного населения. Чтобы эффективно управлять какой-либо областью, необходимо иметь вооружённые силы, которые поддерживают верность местных правителей и предотвращают любые мысли о сепаратизме или изменении власти.

Тридцатилетняя война показала, как силы вооружённых армий могут быть успешно сочетаны с мягкой властью – проникновением в культуру, управление и образ жизни местного населения. Это сочетание военных успехов с долгосрочной политикой, например, привело к возвращению Чехии в лоно католической церкви.

В ходе Тридцатилетней войны, как и всех средневековых войн, активно использовался стратегический приём вторжения на территорию противника с целью разгрома его вооружённых сил, грабежа провинций и уничтожения населения, чтобы ослабить его налоговую базу и человеческие ресурсы.

Однако, отметил Роман Гуляев, процесс капитализации территорий привёл к тому, что государства начали оценивать свои ресурсы и стали стремиться к оптимизации их использования не только в военных целях, но и в налогообложении, рекрутской системе и т.д. Как следствие, военные конфликты стали менее ориентированы на разорение территории врага и устремились к разбиванию сил противника на поле боя. Страны стали стремиться не просто к победе в войне, а к привлечению побеждённых земель и их рациональному использованию.

Появление регулярных армий

В ходе Тридцатилетней войны также столкнулись различные военные модели. Старые наёмные армии, где солдаты и полководцы были опытными ремесленниками в своём деле, оказались неэффективными в сравнении с регулярными армиями нового типа.

Основу для этой трансформации заложили идеи Морица Оранского, голландского государственного деятеля конца XVI– начала XVII века. Он разработал и внедрил технические решения, близкие к современным представлениям о вооружённых силах для организации военной системы молодой Нидерландской республики, стараясь обеспечить долгосрочную защиту независимости страны.

В частности, он предложил выплачивать войскам жалование даже в мирное время и проводить постоянные тренировки для поддержания боеспособности. А самой революционной идеей стало сокращение численности рядовых воинских подразделений при сохранении численности офицеров. Мориц Оранский утверждал, что это позволит офицерам знать своих подчинённых лучше и обеспечить более тесное взаимодействие между командиром и воинами. Эта модель, несмотря на свою контринтуитивность, доказала, что порядок в организации армии может быть более эффективным, чем число: появились сплочённые, компактные отряды, обученные выполнять сложные манёвры и действия с оружием синхронно.

Наработки Морица Оранского оказали влияние на других героев того времени, в частности, на шведского короля Густава Адольфа. Он применил похожие подходы тактики, и армия под его командованием победила в 1632 году имперскую армию в сражении при Лютцене, демонстрируя преимущества новой, реформированной системы. Она стала образцом для других европейских стран. Именно в этот период появляется единая униформа и строгая организация для солдат и офицеров, которая помогла создать эффективные вооружённые силы, способные поддерживать суверенитет государства.

Тридцатилетняя война и современная международная система

Тридцатилетняя война повлияла на философские и политические концепции того времени. Свидетель событий этого времени английский политический мыслитель Томас Гоббс в своих работах пытался предотвратить повторение подобных конфликтов. В частности, сравнивая идеи государства с библейским Левиафаном, он высказывал опасения по поводу установления безапелляционной власти, не подверженной ограничениям.

Тридцатилетняя война стала переломным моментом в военной и политической истории, – говорит Роман Гуляев. Кроме того, конфликт продемонстрировал, как баланс сил между государствами может достигаться не через традиционные институты (религия, династические браки и т.д.), а через ситуативные интересы и союзы.

Финал конфликта во многом был предопределён истощением ресурсов участвующих сторон. Вестфальский мир 1648 года завершил Тридцатилетнюю войну, а также войну в Нидерландах. Этот мирный договор установил ряд принципов, которыми пользуются по сей день: принцип суверенитета для государств и принцип невмешательства во внутренние дела других стран. Также была провозглашена свобода вероисповедания.

По словам Романа Гуляева, Вестфальский мир оказал огромное влияние на теоретиков в области политики и права. Идеи о суверенитете, правах государств и мирном решении конфликтов стали центральными в политической мысли. Такие понятия, такие как «суверенитет», «равенство государств» и «невмешательство», стали ключевыми в различных моделях международных отношений. Таким образом, принципы Вестфальского мира заложили основу для современного мирового порядка.

Следующая лекция цикла «Пути к миру: европейские конфликты Нового времени» состоится 8 ноября: Максим Анисимов. Семилетняя война: рождение системы великих держав.

Другие новости

Литература

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»
Первой лекцией «Фрейденберг, или Сестра моя жизнь» 18 апреля в Ельцин Центре открылся авторский цикл «Голоса и тени: рядом с первыми поэтами эпохи» Натальи Ивановой — писателя, литературного критика, …
26 апреля 2024 г.
Инклюзия

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции
В рамках проекта Ельцин Центра «Давай попробуем» учащиеся школы №49 создали уникальный аудиогид по Екатеринбургу. Подростки с опытом миграции записали на русском языке для недавно приехавших в город р…
26 апреля 2024 г.
Лекция

Хаос и порядок: как эволюционируют клетки

Хаос и порядок: как эволюционируют клетки
Наблюдая за бактериями, учёные смогли разгадать генетический механизм, лежащий в основе эволюции. Это не только расширило границы научного знания, но и привело к важным практическим последствиям. Напр…
26 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.