Школа инклюзивных проектов: учимся выступать публично

24 апреля 2018 г.Татьяна Филиппова
Школа инклюзивных проектов: учимся выступать публично

Четвертая встреча Школы инклюзивных проектов состоялась 11 апреля в Ельцин Центре в Екатеринбурге и была посвящена публичным выступлениям и презентациям проектов.

Преподаватель УрФУ имени Бориса Ельцина, доктор филологических наук, специалист в области практической риторики и межкультурной коммуникации Татьяна Ицкович прочла лекцию о том, как наладить контакт с аудиторией, как быть услышанным и добиться своей цели, презентуя проект потенциальным партнерам.

Погода не помешала участникам школы собраться, чтобы вместе с преподавателем научиться составлять обращение к аудитории, выстраивать аргументацию и контраргументацию, удерживать внимание публики и делать ее своим союзником. Это тем более актуально, что, по наблюдениям лингвистов, и слушающий, и говорящий в нашей культуре крайне эгоцентричны. Мы слишком зациклены на себе и не учитываем мнение другого.

Татьяна напомнила знакомую всем в аудитории ситуацию, когда один говорит, а другой не может дождаться паузы, чтобы вставить хоть словечко. Мы очень часто не даем обратную связь на то, что нам сказали, просто потому, что нам не предоставили такую возможность. Можно ли это назвать полноценной коммуникацией? Между тем, еще Аристотель называл три обязательных условия равноценного общения: говорящий, слушающий и текст, который их объединяет.

Анализ аудитории позволяет использовать необходимые аргументы и контраргументы, которые, естественно, готовятся заранее.

– Вы – самая сложная аудитория, – подчеркнула Татьяна. – Потому что вы – аудитория маленькая. А это значит, что я должна обращаться к каждому из вас. В каком-то смысле перед большой аудиторией выступать легче, она воспринимается как единое сообщество. Как правило, она заряжена общими эмоциями. И все-таки даже большая аудитория состоит из отдельных людей.

Тут самое время, говорит лектор, вспомнить важный коммуникативный закон: каждый человек стремится сохранить свое коммуникативное равновесие. Каждый оценивает предложенную тематику с высоты своего возраста. Каждый имеет свою точку зрения. Мы дорожим своим опытом, поэтому подсознательно выстраиваем барьеры, которые не дают нам принять чужую точку зрения. Практика показывает, что мы принимаем чужую точку зрения в школе, вузе, церкви. Но в целом не готовы впускать в свой мир никого с отличной точкой зрения. Любая речь, обращенная к аудитории – это способ воздействия. И говорящему надо либо пробить эту стену, либо помочь раскрыться слушателю, чтобы он был готов воспринять его точку зрения. Убедить человека не просто. Необходимо продумывать обращение.

Лектор поинтересовалась у аудитории, у кого есть твердое убеждение относительно смертной казни. В аудитории образовался лес рук: у всех есть отношение к смертной казни. Татьяна попросила привести три аргумента, поддерживающих точку зрения. Осталась одна рука. Только один человек был готов высказать три аргумента против смертной казни. У других этих аргументов либо не было вовсе, либо они были не готовы называть их публично.

Татьяна напомнила, что, исходя из античного опыта риторики, любая речь должна содержать логос, этос и пафос.

Логос (от греч. Logos – речь), как известно, – это речь, слово, высказывание, обращение, понятие. Свое обращение мы выстраиваем последовательно, значит – логически, исходя из общепринятых норм коммуникации. Пословицы говорят о том, что в славянской традиции допускается некоторое рассогласование разума и эмоций, например, сердцу не прикажешь. Аристотель говорил: если хотите пробить стену неприятия и непонимания, необходимо разбудить в человеке страсть, качнуть эмоции, вывести человека из равновесия, чтобы эмоции взяли верх над разумом. Не обязательно в негативном контексте.

Этос (от греч. θος – «нрав, характер») – многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. «Этос» дал начало этике. Этос позволяет оратору действовать в системе ценностей и предпочтений аудитории, к которой он обращается – апеллировать к ее моральным качествам, не всегда разделяя их.

И, наконец, пафос (от греч. πάθος – «страсть, возбуждение, воодушевление») – коммуникативный приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональным воодушевлением, склонным к драматизации. Человека интонирующего всегда будут слушать с большим вниманием, чем говорящего ровно, бесстрастно. Эмоция отзывается на эмоцию. В ХХ веке это утверждение поддержала теория зеркальных нейронов. Мы испытываем те же эмоции, которые видим на экране, слышим в музыке, и невольно отзеркаливаем их.

Готовясь к речи, презентации, обращению, встрече с человеком, в поддержке которого вы заинтересованы, следует учитывать все три составляющие традиционной риторики.

Чтобы говорить на языке аудитории, надо понимать, с кем вы говорите, к кому обращаетесь и какой хотите получить результат. Уже пословицы наши говорят, что, обращаясь к кому-то, надо говорить на его языке: с волками жить – по-волчьи выть; в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Татьяна убеждена, что необходимо чувствовать аудиторию, просчитывать ее и учитывать ее интересы. Если вы стоите перед аудиторией, вы уже лидер и должны это доказать. Вы должны четко понимать, что именно вы транслируете, какие ваши качества люди готовы воспринять. Четко позиционируйте себя. Для этого вы должны себя разобрать буквально по косточкам. Нарисуйте кружок, разделите его на доли и вписывайте в каждый сегмент ваши сильные и слабые стороны. Вы должны продумать каждый свой шаг: как вы войдете, где остановитесь, как будете приветствовать тех, к кому обращаетесь, к кому и в какой момент начнете апеллировать. Нет незначительных деталей. Вы должны решить, как будете одеты и почему.

Татьяна считает, что у нас уделяют этому недостаточно внимания, тогда как во многих странах Европы риторика преподается с шестого класса. Школьников учат не бояться публичных выступлений.

Многие участники Школы инклюзивных проектов признавались, что перед началом выступления просто не могут справиться с эмоциями. Именно поэтому Елена Возмищева, руководитель инклюзивных программ в Ельцин Центре, пригласила Татьяну Ицкович прочесть лекцию о том, как правильно вести себя перед аудиторией.

Психолингвист, доктор филологических наук Стернин в свое время справедливо подметил, что, как правило, у нас нет второго шанса произвести правильное первое впечатление. Поэтому выступающий должен эффективно использовать первый шанс и выступить перед аудиторией так, чтобы максимально расположить ее к себе. Лингвисты, изучающие коммуникативные практики, с определенной долей уверенности могут сказать, какой тембр, темп, интонация располагают к себе.

Татьяна советует не просто готовиться к выступлениям, но и записывать их на видео. Просматривать, исправлять ошибки. Очень важно видеть себя со стороны. Это позволяет реально оценивать свои возможности и работать над собой.

В риторике важна практика. Чем больше вы будете практиковаться, тем убедительнее будут становиться ваши выступления.

Сессии Школы инклюзивных проектов предоставляют всем ее участникам отличную возможность практиковаться в публичности. Хотя бы потому, что атмосфера в аудитории всегда доброжелательная и ее слушатели уже на вашей стороне.

Следующая Школа инклюзивных проектов состоится 24 апреля в 19.00 часов.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.