«Свои чужие». 100 лет окончания Гражданской войны

4 ноября 2022 г.Татьяна Филиппова
«Свои чужие». 100 лет окончания Гражданской войны

В Круглом зале Ельцин Центра в Екатеринбурге 25 октября открылась выставка «Свои чужие», посвящённая 100-летию окончания Гражданской войны в России.

Ровно сто лет назад, 25 октября 1922 года, остатки белогвардейского флота покинули остров Русский на Дальнем Востоке. Закончилась одна из самых кровопролитных вех в истории нашей страны. Её жертвами оказались миллионы людей.

Сто лет — сто событий Гражданской войны, отражённых в фотографиях, портретах, рисунках, текстах, картах сражений и кадрах кинохроники. Кураторы выставки максимально полно представили всех участников масштабного гражданского конфликта — не только известных, но и давно забытых современников тех событий. Они хотели, чтобы мы сегодняшние услышали всех. Мы никогда не узнаем имена всех погибших в те годы. Большая часть из них пала не на поле боя, а в стихийных расправах, в том числе в ходе конфискации продовольствия. Многие умерли от голода и отсутствия медицинской помощи.

Вспоминая о тех событиях, один из лидеров Белого движения Антон Деникин писал, что звериное начало овладело всеми: и белыми, и красными, и мирными русскими людьми. Вчерашние товарищи, братья, сослуживцы, ещё недавно составлявшие единое общество, теперь разделились на своих и чужих. Сегодня для нас этого разделения уже нет. Через сто лет бессмысленно, да и несправедливо проклинать одних и романтизировать других. Сегодня нам важнее понять, какую цену заплатили победители и проигравшие, а вслед за ними и вся страна, за трагический раскол общества.

В формировании экспозиции участвовали: Государственный архив Свердловской области, Государственный центральный музей современной истории России, Музеи Московского Кремля, Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, Музей Москвы, Музей-заповедник «Царское Село», Национальный музей Республики Татарстан, Новочеркасский музей истории донского казачества, Российский государственный архив кинофотодокументов, Российский государственный архив социально-политической истории, Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского, Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова. Выставка не состоялась бы без деятельного участия исполнительного директора Президентского Центра Бориса Ельцина Александра Дроздова и краеведа Александра Кручинина.

Открыла выставку «Свои чужие» Людмила Старостова, руководитель отдела развития Музея Бориса Ельцина.

Она поблагодарила всех, кто нашёл время посетить Ельцин Центр:

— Сегодня, в день 100-летия окончания Гражданской войны, очень важно вернуться к её сущности. В «Лабиринте ХХ века» есть раздел, посвящённый этой войне, где создатели экспозиции постарались максимально нейтрально, насколько это возможно, отразить мировоззрение всех участников конфликта. Наша сегодняшняя выставка продолжает эту попытку показать неоднозначность, многогранность происходящего сто и более лет назад, когда общество разделилось не только на «красных» и «белых», но также на своих и чужих. Она показывает нам, какую цену приходится платить, когда стороны прибегают к оружию, когда свои становятся чужими.

Куратор выставки Евгений Емельянов прочёл стихотворение «К потомку» поэта, журналиста, участника белого движения Арсения Несмелого, которое наиболее точно отражает боль и отчаяние миллионов русских людей, оказавшихся вне Родины.

— Иногда я думаю о том,

На сто лет вперед перелетая,

Как, раскрыв многоречивый том

«Наша эмиграция в Китае», —

О судьбе изгнанников печальной

Юноша задумается дальний.

На мгновенье встретятся глаза

Сущего и бывшего: котомок,

Страннических посохов стезя...

Скажет, соболезнуя, потомок:

«Горек путь, подслеповат маяк,

Душно вашу постигать истому.

Почему ж упорствовали так,

Не вернулись к очагу родному?»

Где-то упомянут — со страницы

Встану. Выжду. Подниму ресницы:

«Не суди. Из твоего окна

Не открыты канувшие дали:

Годы смыли их до волокна,

Их до сокровеннейшего дна

Трупами казнённых закидали!

Лишь дотла наш корень истребя,

Грозные отцы твои и деды

Сами отказались от себя,

И тогда поднялся ты, последыш!

Вырос ты без тюрем и без стен,

Чей кирпич свинцом исковыряли,

В наше ж время не сдавались в плен,

Потому что в плен тогда не брали!»

И не бывший в яростном бою,

Не ступавший той стезёй неверной,

Он усмешкой встретит речь мою

Недоверчиво-высокомерной.

Не поняв друг в друге ни аза,

Холодно разъединим глаза,

И опять – года, года, года

До трубы Последнего суда!

Куратор выставки Евгения Ананьина назвала и поблагодарила всех, кто принимал участие в формировании экспозиции. И особенно художниц проекта — Анастасию Мажаренко и Марию Патракову.

Незадолго до открытия выставки мы успели поговорить с одним из её кураторов, руководителем научного отдела Музея Бориса Ельцина, кандидатом исторических наук Евгением Емельяновым:

— Само название выставки уже определяет концепцию. С чем вы подходили к формированию экспозиции, какие доводы использовали для себя, что было для вас главным?

— Сочетание «Свои чужие» как раз и определяет наш подход к событиям Гражданской войны, которая завершилась в эти дни сто лет назад; той войны, в ходе которой ещё недавно единое общество необратимо раскололось на своих и чужих. Вчерашние товарищи, единомышленники стали друг для друга чужими и даже врагами. Это один взгляд на название. Другой взгляд связан с тем, что в этой истории спустя сто лет мы, историки, не делим никого из участников на своих и чужих. В позиции каждой из сторон этого конфликта мы находим что-то своё и что-то чужое. Поэтому мы выбрали это название, показывающее, что в этой истории вековой давности наши современники найдут и близкие, и чуждые для себя страницы. Мы оставляем за ними этот выбор, предоставляя каждому возможность понять, сравнить, но, прежде всего, задуматься над конкретными страницами русской истории.

— Можно ли сказать, что история расставила все точки над «i» в этих событиях? Достаточно для этого ста лет?

— Окончательных вердиктов история не выносит никогда. И сто лет — это не такой большой срок. Мы можем видеть, как поменялось общественное мнение в отношении к участникам Гражданской войны. Если семьдесят лет доминировало отношение победивших «красных», то к концу ХХ века проигравшие «белые», несомненно, стали героями, вызывающими интерес общества. Отчасти это связано с изменениями в структуре российского общества. В годы Гражданской войны белогвардейцы опирались на средний класс, образованное городское население, который был слишком малочисленным в большой крестьянской стране. Но в течение ХХ века Россия менялась. Доля горожан и людей с высшим образованием росла. Появилось множество людей, которым взгляды белогвардейцев были и близки, и понятны.

— Что мы увидим на выставке и каким был критерий отбора экспонатов?

— Критерий отбора был таков, что в этом гигантском, хаотичном массиве явлений и фактов мы выбрали те, которые наиболее ярко иллюстрировали сто самых значимых событий Гражданской войны: документы, воспоминания, фотографии, письма, записки и распоряжения, приказы, знаки различия, схемы боевых действий и кадры кинохроники, показывающие смотр войск Всевобуча на Красной площади в 1918 году. Мы собрали высказывания тех, кто лично пережил это время — Ивана Бунина, Константина Паустовского, Михаила Кольцова, Владимира Ленина и белых генералов: Колчака, Врангеля, Корнилова, Деникина. Мы цитировали и малоизвестных, но значимых для понимания этих событий людей, например эсера Бориса Соколова или ротмистра Николая Вороновича.

— Вы посвятили этому много времени. Поменялось ли что-то в вашем личном отношении, узнали ли вы что-то новое для себя?

— Мы узнали много интересного, малоизвестного широкой публике, факты и события, которые удивили нас. Например, часть противников большевиков, эсеров, воевали под красным флагом. Они сделали его символом своей борьбы. Или вот интересный факт: когда белогвардейцы покидали Екатеринбург, с ними ушло много горожан, и в том числе родная сестра писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка Елизавета Удинцева. Оба деда Бориса Ельцина в 1918 году выступали против большевиков, и позднее советская власть им припомнила это.

В 1920 году отряд красных партизан под командованием бывшего прапорщика Якова Тряпицына вначале убил почти всех представителей японской колонии в Николаевске-на-Амуре, а затем, при подходе японских подкреплений, уничтожил город. Это показательные истории для понимания того, какое ожесточение присутствовало во всех слоях общества. Этот ужас ожесточения мы иллюстрируем экспонатами выставки, чтобы показать, что двигало людьми, почему они поступали так, а не иначе. И этот разговор важен и актуален для сегодняшнего дня.

— Было ли что-то, о чём вы захотели умолчать?

— Специально умолчать — нет. Но материалов было так много, что нам приходилось выбирать. Например, эпидемия тифа, дезертирство — это то, что не попало в экспозицию, но всё же присутствует в этикетках к экспонатам, так как на каждый экспонат мы даём историческую справку.

— Какой временной период охватывает выставка?

— От Октябрьского переворота до ликвидации Приамурского земского края, последнего белогвардейского государственного образования, в 1922 году.

— Евгений, вы можете коротко сказать, почему надо непременно посетить эту выставку?

— Думаю, всем интересующимся это будет интересно, полезно и важно. В первую очередь, школьникам и студентам, тем, кто уже изучает или будет изучать Гражданскую войну. Тем, кто просто любит историю. И всем: для понимания, насколько хрупок и беззащитен наш мир.

Сразу после открытия выставки Евгений Емельянов провёл авторскую экскурсию по экспозиции. Прийти на такие экскурсии можно будет также 1, 18, 25 ноября, 2 декабря.

8 ноября Евгений Емельянов прочтёт лекцию «Как началась Гражданская война в России».

Сама выставка продлится до 4 декабря.

Другие новости

Интервью

Кино-дза-дза, или Фильмы и люди переломных времён

Кино-дза-дза, или Фильмы и люди переломных времён
В конце февраля в издательстве «Глагол» вышла книга «Кино-дза-дза, или Фильмы и люди переломных времён», ставшая своеобразным итогом профессиональной деятельности за четыре десятилетия известного кино…
3 мая 2024 г.
Встреча

Марина Бородицкая: «Стихи — это аптечка первой помощи»

Марина Бородицкая: «Стихи — это аптечка первой помощи»
Поэт, переводчик, обладатель многих литературных премий Марина Бородицкая 18 апреля стала гостем авторского цикла Бориса Минаева «Два города». Разговор писателей в Ельцин Центре строился вокруг литера…
3 мая 2024 г.
Конкурсы

Завершился приём заявок на конкурс «Зачем я это помню»

Завершился приём заявок на конкурс «Зачем я это помню»
30 апреля в Ельцин Центре завершился прием заявок на драматургический конкурс «Зачем я это помню». Это уже четвертый конкурс пьес о 90-х. Результаты предыдущего подвели 20 июня 2023 года в зале Свобод…
1 мая 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.