ТВ в эпоху перемен

7 декабря 2021 г.Татьяна Филиппова
ТВ в эпоху перемен

В Музее Бориса Ельцина 21 ноября, во Всемирный день телевидения состоялась пятая, финальная экскурсия из цикла «Российская пресса между пропагандой и независимостью», посвящённая телевидению в эпоху 90-х.

Сам цикл экскурсий стал результатом многочисленных встреч с известными журналистами и главными редакторами российских СМИ, благодаря которым формировалась новая российская журналистика.

Экскурсии адресованы школьникам, выбирающим профессию, студентам журфаков и начинающим журналистам. Впрочем, интерес к циклу проявили и преподаватели вузов. Первые четыре экскурсии были посвящены таким непростым и злободневным темам, как «Пресса и власть», «Пресса и война», Пресса и деньги», Пресса и читатели».

Все экскурсии подготовили и провели руководитель научного отдела Музея Бориса Ельцина Евгений Емельянов и сотрудник пресс-службы Ельцин Центра Елена Володарская.

Экскурсия началась в «Лабиринте истории ХХ века». Ведущие рассказали о появлении телевидения как технического изобретения. В России этим занимался профессор Розинг — русский физик, учёный, педагог, изобретатель телевидения, автор первых опытов по телевидению, за которые Русское техническое общество в 1912 году присудило ему золотую медаль и премию Сименса. Он создал более 120 схем и систем телевизионных устройств. «Способ электрической передачи изображений на расстояние» был запатентован в Англии и Германии в 1909 году. Научные планы Розинга прервала сначала Октябрьская революция, а после Гражданская война. Работу над совершенствованием электронной передачи изображения успешно продолжил его ученик Владимир Зворыкин, эмигрировавший в Америку в 1920 году. В России научная работа была приостановлена. Борис Розинг в 1931 году был арестован по «делу академиков» и выслан в Архангельск, где скончался спустя три года.

Владимир Зворыкин в 1923 году в США получил патент на телевещание, осуществляемое электронным принципом. В 1928 году его пригласили возглавить лабораторию электроники RCA (Американской вещательной компании, англ. Radio Corporation of America — ред.), и в Россию электронное телевидение пришло уже в 1938 году с оборудованием RCA, хотя было скорее техническим аттракционом, чем средством передачи информации. В российском информационном поле доминировали печатные издания и радио. Кроме того, качество картинки оставляло желать лучшего. Может быть, поэтому мы не имеем ни одного телевизионного изображения Сталина.

Новый виток развития отечественного телевидения начинается в период оттепели — в середине 50-х годов прошлого столетия. В крупных городах появляются телецентры. В Свердловске телевидение начало свои трансляции 6 ноября 1955 года. А в середине 60-х прочно вошло в дома горожан и сельских жителей. Первые телеприёмники: «КВН», «Радий», «Рассвет», «Рекорд», «Горизонт». Сначала с чёрно-белым, а к концу 70-х и цветным изображением.

Первым генеральным секретарём, обратившимся к гражданам по телевидению, был Леонид Брежнев. Обращения не были прямым эфиром, они давались в записи. Конечно, Брежнев читал по бумажке, в то время не было телесуфлёров, но тем не менее, само по себе телевизионное обращение к гражданам страны станет важным маркером в процессе развития телевидения. Появляются новостные передачи, такие как «Новости» и «Время». Развлекательные: «КВН», «А ну-ка, девушки», «Алло, мы ищем таланты!», «Кабачок „13 стульев“», «Клуб путешественников», «В мире животных», «Кинопанорама». Детские: «Будильник», «В гостях у сказки», «Весёлые старты». И серьёзные аналитические программы— «Международная панорама», «Человек и закон», «Очевидное-невероятное».

В начале 80-х в течении трёх лет друг за другом уходят из жизни генеральные секретари Брежнев, Андропов, Черненко. В 1985 году к власти приходит Михаил Горбачев, сравнительно молодой политик (54 года — ред.). Он последний генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и единственный президент Советского Союза. Вместе с ним приходит перестроечное телевидение. Оно становится более прогрессивным и реформаторским, чем сама власть.

Борис Ельцин, будучи ещё региональным руководителем, активно использовал телевидение. Он не только записывал обращения к уральцам, но и инициировал прямые эфиры, во время которых зрители могли позвонить в студию и задать первому лицу области свой вопрос. Это было задолго перестройки.

Программа «Взгляд», появившаяся в 1987 году, полностью изменила представление граждан СССР о телевидении. Она шла в прямом эфире. Риторика передачи, которая выходила каждую пятницу, была не официозной, а скорее общечеловеческой и доверительной. Её ведущие — Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Александр Политковский, Владислав Листьев и Александр Любимов — выглядели очень неформально в свитерах, джинсах, футболках и клетчатых рубашках. Содержание передач — буквально все сферы жизни: от политики до музыки, и казалось, для молодых журналистов нет запретных тем. Музейные медиа-программы позволяют увидеть отдельные сюжеты и выпуски передачи «Взгляд». Здесь же представлены новаторские для того времени передачи ленинградского телевидения.

Говоря о перестроечном телевидении, ведущие не могли не упомянуть о телемостахв прямом эфире между Россией и Америкой, которые вели Фил Донахью и Владимир Познер. Это были первые ток-шоу на российском телевидении, которые потом получили широкое распространение.

Появлялись новые телевизионные каналы, где было много музыки, анимации, развлекательных программ и зарубежных фильмов. Они составляли альтернативу государственным каналам.

В памятный день 19 августа 1991 года зрители увидели на телеэкранах «Лебединое озеро», прерывавшееся официальными сообщениями от ГКЧП о болезни Горбачёва и временном отстранении его от руководства страной. Чудом прорвался в эфир программы «Время» сюжет журналиста Сергея Медведева о том, что происходит на улицах Москвы. За этот репортаж Медведев был сначала уволен, а затем восстановлен. Со временем он стал ведущим обозревателем Информационного телевизионного агентства Российской государственной телерадиовещательной компании «Останкино», главным интервьюером первых лиц государства и автором собственных программ.

Пресс-конференция с «гекачепистами» также шла в прямом эфире. В музейной экспозиции экскурсантам продемонстрировали тот фрагмент, где журналистка Татьяна Малкина задаёт заговорщикам крайне неудобный вопрос: «Понимаете ли вы, что сегодня ночью совершили государственный переворот?» и предлагает самим выбрать аналогию — с 1917 годом, когда свершился Октябрьский переворот, или с 1964 годом, когда сместили Никиту Хрущёва. Следует отметить, что Татьяну Малкину позже пригласили войти в президентский пул Бориса Ельцина.

Новой России были необходимы новая пресса и новое телевидение. В этом смысле уникальна история появления НТВ, о чём рассказывают экскурсоводы. Следующая страница музейной экспозиции — конституционный кризис, расстрел Белого дома и штурм «Останкино».

Возле экспозиции передачи «Куклы» ведущие рассказывают, что Ельцин спокойно воспринимал критику в свой адрес. Однажды Виктор Черномырдин пожаловался Ельцину на то, что «Куклы» совсем распоясались. Ельцин ответил ему довольно категорично: «Я терплю, и ты терпи». Борис Ельцин поддерживал независимые СМИ и свободу слова.

Однако телевидение уже нельзя назвать независимым. Оно всё больше зависит от рекламы и частного капитала. Из-за попытки упорядочить рынок рекламы на телевидении 1 марта 1995 года в подъезде собственного дома погибает журналист, телеведущий, генеральный директор ОРТ Владислав Листьев. Убийцы не найдены до сих пор. Это огромная потеря для телевидения. Вместе с «Останкино» тогда скорбила вся страна.

Едена Володарская и Евгений Емельянов подробно рассказывают о том, как освещались журналистами военные действия в Чечне. Это время, когда журналистская профессия становится опасной. Чего стоит интервью Елены Масюк с Шамилем Басаевым в лагере боевиков на территории Чечни. 10 мая 1997 года Елена Масюк была похищена боевиками вместе с оператором Ильёй Мордюковым и звукооператором Дмитрием Ольчевым. Через месяц в Чечне похитили журналистов телепрограммы «Взгляд» Владислава Черняева и Ильяса Богатырёва. Все пятеро были освобождены 17 августа 1997 года. Выкуп в размере 1,5 млн долларов США за журналистов выплатил банк Владимира Гусинского.

Следующий сюжет в экскурсии — выборы 1996 года, когда все демократические силы в стране, и в том числе многие журналисты, сплотились вокруг президента. Как утверждают зарубежные наблюдатели, это была беспрецедентная предвыборная кампания, предпринятая с единственной целью — не допустить возвращения к власти коммунистической партии во главе с Геннадием Зюгановым.

Экскурсия завершилась в президентском кабинете рассказом о том, как записывалось последнее обращение Бориса Ельцина к гражданам страны. Оно записывалось дважды. Все члены телевизионной группы, вспоминает режиссёр Калерия Кислова, осознавали, что присутствуют при историческом моменте.

Наперекор прогнозам, телевидение продолжает занимать значительное место в жизни россиян. К нему добавился интернет с его безграничными возможностями. Он подарил шанс каждому попробовать себя в роли журналиста. Однако даже самые широкие возможности Сети не отменяют профессиональной журналистики. Окружённая ореолом романтики, она до сих пор остаётся одной из самых востребованных профессий.

Другие новости

Интервью

Кино-дза-дза, или Фильмы и люди переломных времён

Кино-дза-дза, или Фильмы и люди переломных времён
В конце февраля в издательстве «Глагол» вышла книга «Кино-дза-дза, или Фильмы и люди переломных времён», ставшая своеобразным итогом профессиональной деятельности за четыре десятилетия известного кино…
3 мая 2024 г.
Встреча

Марина Бородицкая: «Стихи — это аптечка первой помощи»

Марина Бородицкая: «Стихи — это аптечка первой помощи»
Поэт, переводчик, обладатель многих литературных премий Марина Бородицкая 18 апреля стала гостем авторского цикла Бориса Минаева «Два города». Разговор писателей в Ельцин Центре строился вокруг литера…
3 мая 2024 г.
Конкурсы

Завершился приём заявок на конкурс «Зачем я это помню»

Завершился приём заявок на конкурс «Зачем я это помню»
30 апреля в Ельцин Центре завершился прием заявок на драматургический конкурс «Зачем я это помню». Это уже четвертый конкурс пьес о 90-х. Результаты предыдущего подвели 20 июня 2023 года в зале Свобод…
1 мая 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.