Василий Голованов и Владимир Медведев – о литературе 90-х

29 декабря 2017 г.Анна Матюхина
Василий Голованов и Владимир Медведев – о литературе 90-х

В Ельцин Центре в Екатеринбурге на площадке книжного магазина «Пиотровский» 16 и 17 декабря прошли встречи с писателями Василием Головановым, лауреатом престижной литературной премии «Ясная Поляна», и Владимиром Медведевым, чей роман «Заххок» вошел в премиальный шорт-лист.

– Для меня 90-е – время переосмысления, перехода сознания из состояния периода коммунистической поры – в состояние постсоветское, – рассказал во время встречи с читателями Василий Голованов. – Можно было не любить советскую власть и коммунистическую партию, но от этого мы не переставали быть советскими людьми. Для нашего поколения людей, рожденных в 60-е-70-е, было характерно ощущение неполноты советской литературы, которая была лжива, невыразительна и неинтересна. При этом смысловой вакуум образовался и в постмодернизме: Виктор Пелевин и Владимир Сорокин, помнится, нашу группу литераторов не устраивали. Под группой я подразумеваю эссе-клуб, возникший в 90-е при журнале «Новая юность». Мы пытались нащупать пути развития литературы в ситуации, когда постмодернизм пуст, а соцреализм никуда не годится. Так родилась концепция эссе как художественного исследования новой реальности. Нам казалось честным взять рюкзак и отправиться в любую точку постсоветского пространства, которое в ту пору радикально изменилось.

– Когда Советский Союз рухнул, начались необратимые процессы во всем мире, – продолжил Владимир Медведев. – Как ни удивительно, в русской литературе это никак не отразилось. Единственным, кто откликнулся на перемены, пожалуй, был Александр Проханов. Но его анализ не был глубоким, поскольку Проханов являлся провокативным писателем.

Медведев презентовал аудитории свой роман «Заххок», рассказывающий о перипетиях судьбы жителей постсоветского Таджикистана. Также, по мнению Владимира Медведева, многие произведения, открывшиеся в 90-е, не возникли из ниоткуда, а просто стали известны широкой публике.

– Я думаю, что с большей частью произведений Александра Солженицына читающая аудитория ознакомилась еще в списках и ксерокопиях, то же относится к творчеству Варлама Шаламова, – отметил Владимир Медведев в интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина. – Сегодня же появилось большое количество книг из серии массовой литературы, произведений низкого качества, и сейчас это основная литературная продукция.

На российского читателя, открывшего для себя в 90-е новые пласты литературы, по мнению Медведева, в значительной мере повлияла ранее неизвестная многим литература по антропологии, психологии, истории.

– Мне интересно читать книги Виктора Пелевина, у которого есть поразительная способность формулировать суть вещей, – выразил свое отношение к собратьям по перу Владимир Медведев.

Владимир Медведев выделил романы Виктора Пелевина «Generation „П“», который охарактеризовал как оригинальный и неожиданный, и «iPhuck 10», в котором, по мнению Медведева, Пелевин описал болевые точки общества. Вообще, считает писатель, вопреки популярности интернета книга как форма донесения информации не исчезнет, поскольку тем же кинестетикам, к примеру, важно держать книгу в руках.

Есть ли тяга у современного читателя к исторической прозе и литературе, расширяющей географические горизонты?

– У российского читателя такая тяга есть, несмотря на то, что бытует ошибочное мнение, что людей нужно исключительно чем-то занимать, развлекать или смешить, – говорит Василий Голованов. – Моя книга «Остров, или Оправдание бессмысленных путешествий» вышла тиражом 1500 экземпляров, а потом Фонд Ельцина помог издать ее повторно. Во Франции книга стала бестселлером. А в Вятке, к примеру, она в большей степени понравилась не мужчинам, как можно было предположить, а женщинам, которые увидели в ней сгустки смысла.

– В 90-е стала активно издаваться и «возвращенная литература», и постмодернисты. Какую литературу открыли для себя вы?

– Я прочитал всего Андрея Платонова, в неимоверных количествах поглощал зарубежную прозу, особенно ту, которая несла новое знание о человеке, например, книги Кастанеды. Также я приобрел четырёхтомник Михаила Булгакова. Мне были интересны опыты, которые мы осуществляли вместе с друзьями, в 1996-1998 гг, в нашем эссе-клубе при «Новой юности», где придумывали новые концепции и в итоге пришли к созданию своих текстов. Эти тексты появились у меня, Рустама Рахматуллина, Андрея Балдина и других. А еще мы обнаружили, что у нас есть родственные души, в частности, Андрей Битов. После эссе-клуба мы затеяли путевой журнал. Вообще в 90-е мы находились в вакууме. Прошлое умерло, а новые писатели, даже Виктор Пелевин и Владимир Сорокин, пустоту заполнить не смогли. Я написал книгу «Нестор Махно», а потом влюбился в север. Также благодаря Фонду Ельцина я осуществил путешествие вокруг Каспия, где много узнал о мире ислама и пришел к выводу, что наше единство в том, что мы разные.

Гости поделились и своим мнением о Ельцин Центре:

– На меня произвел потрясающее впечатление Ельцин Центр, это настоящий культурный комбинат, – поделился впечатлениями от места проведения лекции Владимир Медведев. – Замечательно, что в Екатеринбурге есть такое место, где продаются книги, звучит музыка.

– Благодаря Ельцин Центру в центре Екатеринбурга образовалось пространство культуры, –добавил Василий Голованов. – Архитектурно Ельцин Центр также притягателен, он большой и современный, наполнен интересным контентом. Мне здесь нравится.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.