Сигарев и Троянова – о творческой свободе и 90-х

16 апреля 2018 г.Анна Матюхина
Сигарев и Троянова – о творческой свободе и 90-х

В гостях у Киноклуба Ельцин Центра, который традиционно проходит под руководством киноведа, члена Российской академии кинематографических искусств «Ника» Вячеслава Шмырова, 10 апреля побывали драматург, режиссер и сценарист Василий Сигарев и его супруга, актриса Яна Троянова. Зрители смогли увидеть три киноработы: «Рядом», «Крымнаш» и «Z».

Сюжет фильма-метафоры «Z» разворачивается вокруг попытки семьи – матери, которую играет Яна Троянова, и двух ее маленьких детей – убежать от кровожадных зомби, в которых превращаются жители Москвы и ее окрестностей. Во время встречи со зрителями Василий Сигарев рассказал, что бюджет фильма составил 30 миллионов рублей, а вот испорченный в ходе съемок концертный костюм певца Николая Баскова, игравшего самого себя и ставшего, согласно сценарию, первой жертвой зомби, по словам Сигарева, стоил 400 тысяч. К слову, в финале фильма, по сценарию, Басков сам становится кровожадным зомби.

– Не каждый артист шоу-бизнеса согласился бы сняться в подобном фильме, в этом есть самоирония, так что Николай молодец, – отметила Яна Троянова. – Николая все хвалили. Максим Галкин, посмотрев фильм, добавил: «Я бы так не смог», а Алла Борисовна промолчала.

Также Василий Сигарев рассказал, что после съемок каждого фильма он восстанавливает силы около двух лет. Драматургические штудии Сигарева можно будет оценить в Свердловском государственном академическом театре драмы, где будет поставлена его интерпретация бессмертного гоголевского «Вия».

Актриса Яна Троянова рассказала о своих съемках в сериале «Ольга» и фильме «Кококо» режиссера Авдотьи Смирновой, а также отдала должное супругу, упомянув, что его фильм «Страна ОЗ» «набирает обороты» в прокате. Также Троянова подчеркнула, что все проекты должны строиться на любви, и пока она есть, получается нечто новое. Кроме того, Яна сказала, что не гонится за заработками, поскольку всех денег мира не заработаешь, самое же страшное – потерять свободу, а то, что такое свобода, показал соотечественникам Борис Ельцин. Комментируя историю создания фильма «Рядом», рассказывающего о двух девушках, собаке, железной дороге, товарных поездах и помидоре, находящихся в сложной взаимосвязи, Троянова уточнила, что сюжет во многом основан на ее личных воспоминаниях.

Зрители предложили героям вечера снять триллер. Сигарев отметил, что думал об этом, так как выдающихся фильмов, снятых в этом жанре, в России не видел. Также слушатели порекомендовали гостям попробовать снять комедию, а одна из слушательниц попросила написать сценарий о ее жизни.

– Кино должно приносить прибыль, а если прибыль не приносит, то пусть приносит развитие, – сказал Василий Сигарев. – На авторское кино средства выделяются, но чуть-чуть. Частные средства никто не будет вкладывать, если не будет киноиндустрии как таковой.

Василий Сигарев и Яна Троянова дали интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.

Музей незабытых вещей

– От Ельцин Центра у меня хорошие впечатления, здесь все современно, а я люблю, когда современно и просторно, – поделилась Яна Троянова. – Вчера сюда приходили мои родственники и друзья с детьми, и все нашли чем заняться. Меня впечатляет вид из окон Ельцин Центра – на Исеть, Плотинку (плотина городского пруда на реке Исеть – ред.), стадион «Динамо», где я занималась когда-то легкой атлетикой. Это мои любимые места в Екатеринбурге. Музей Ельцина очень хорошо организован. Это наша история, в которой мы жили и живем. Вообще я люблю вещи, предметы из прошлого: пустые прилавки, березовый сок, купюры десятитысячные, видеомагнитофоны, телесериалы, которые тогда показывали… все это есть в музее. Сегодня это воспринимается как игрушки, а ведь это наша жизнь была. И от нее остались хорошие воспоминания. В музее раз – и ты окунаешься в историю. Когда был путч 1991 года, я была совсем молодой, у меня был грудной ребенок, и, помню, работало желтое радио модели «Маяк». Я по нему слушала информацию про путч, и у меня был шок от того, что все происходит в реальности.

Как Борис Ельцин представился Дедом Морозом

– Когда в музее мы фотографировались с памятником Борису Ельцину, я вспомнила, как он поздравил меня с Новым годом и разыграл, что он Дед Мороз, – поделилась воспоминаниями Яна Троянова. – Моя мама работала машинисткой в Свердловском горсовете, мы называли это здание Кремлем, потому что на нем были часы. Помню, Борис Николаевич поздравлял сотрудников, увидел меня и сказал, что он специальный Дед Мороз (костюма Деда Мороза на нем не было). Он спросил, кем я хочу быть, буду ли, как мама, на машинке печатать? Я ответила, что стану актрисой. Мне тогда было пять или шесть лет. Потом Ельцин мне разрешил звонить по телефону с гербом. Так что в музее я словно в детство окунулась.

Про 1991 и «стояние» за свободу

– В 1991 мы были еще зеленые, но у нас было опьяняющее чувство свободы, внутреннее ощущение, что все меняется, но было непонятно, как это называть, – рассказала Яна Троянова. – Никто не понимал, что такое свобода, что с ней делать и как дальше жить. Меня ничего не пугало. Я сидела с ребенком и чувствовала себя выпавшей из социума. А потом мы поняли, что такое свобода, права человека, права личности, и начали за них стоять. Еще до путча мы читали Солженицына и испытывали ужас от осознания того, что люди, образно говоря, жили с чемоданами у дверей. Я не хотела бы прожить жизнь, как они. У нас есть претензии к старшему поколению: отчего молчали, отчего все подписывали. И мне не хочется, чтобы молодое поколение потом спросило у меня, отчего молчала я. И я не молчу, делаю все, что должна делать как гражданин нашей страны. Вообще мое поколение меня расстраивает, а старшее, которое отмалчивалось, я не прощаю.

– Совсем недавно, когда в Екатеринбурге сносили недостроенную телебашню, многие люди выступали против этого, но их мнение не было услышано. Насколько общество вообще готово высказывать и отстаивать свое мнение?

– Дело не доходит до конца, потому что людей не слышат. А люди молодцы, потому что говорят, выходят на улицу, даже потому, что делают там селфи. Но если говорить об обществе в целом, то нельзя сказать, что все люди готовы жить в свободной стране.

– Творческую свободу вы ощущаете?

– Ущемить ее попросту не получится, потому что это свобода внутренняя. Другое дело, что мы, творческие люди, ограничены, что в кино есть цензура. Может быть, наступит момент, что внутренне свободные люди начнут сами себе запрещать что-либо. Думаю, сегодня это отчасти происходит. Им никто ничего не запрещает, но они запрещают сами себе.

К беседе присоединился Василий Сигарев, известный драматург и режиссер, способности которого когда-то разглядел известный уральский драматург Николай Коляда.

Про Николая Коляду, «Букера» и 500 доносов

– Коляда дал мне путевку в жизнь, продвинул в театре, потом я начал получать премии, – рассказывает Василий Сигарев. – В творческом отношении я многое сделал.

– В гостях у Ельцин Центра побывали многие современные режиссеры, среди которых Алексей Герман, Андрей Звягинцев, Алексей Учитель. По их словам, творческие вершины им давались не без труда, а порой имели неоднозначные последствия. Как складывается ваш творческий процесс?

– В отношении моего фильма «Страна ОЗ» было написано 500 доносов. Это было всегда. Кто писал доносы при Сталине? Люди. Доносы, которые написаны на «Страну ОЗ», я не читал. Можно привести пример фильма «Матильда» Алексея Учителя и ситуацию, когда водитель грузовика в знак протеста врезался в кинотеатр «Космос». Людям сильно развязали руки.

– На ваш фильм «Волчок» реакция была противоречивая. Одни восприняли фильм с восторгом, порой звучали мнения, что вивисекция человеческих пороков отчасти их «продвигает». Как художник должен описывать «болевые точки» общества? И что вы вкладывали в свой «Волчок»?

– Никогда не романтизировал темные стороны жизни. Я просто рассказываю истории. У меня нет чувства, что вот, я пришел объяснить, как нужно или не нужно жить. Если история живая, то в ней будет все.

– Помогали ли вам в творческой самореализации многочисленные знаки творческого признания, премии «Дебют», «Антибукер», которые вы получили, – или они не имеют для вас решающего значения?

– Как только ты получаешь приз, ты становишься признанным, тебя начинают ставить, к тебе относятся с пиететом. «Оскар» ведь тоже влияет на актерскую судьбу. Вообще художник не должен страдать от голода или непризнанности, он уже настрадался. Конечно, он может пострадать, но никому ничего не должен.

– Совместимы ли активная гражданская позиция и занятия художественным творчеством?

– Не важно, художник ты или пожарный, но как гражданин обязан иметь позицию. Другое дело, стоит ли привносить ее в творчество. Общественная жизнь быстротечна, и ты всегда будешь отставать от нее, так что привносить ее в творчество нет никакого смысла.

– Яна сказала, что в 90-е свободу нам дали, а потом за нее пришлось бороться. Согласны вы с такой точкой зрения?

– В 90-е за нее тоже боролись. И даже активнее, чем сейчас: были многотысячные митинги, люди под танки бросались. Я зашел в Музее Ельцина в зал, где проиллюстрирован путч, и на меня нахлынули воспоминания. Мы сегодня мало делаем, чтобы отстаивать свободу.

– Как вы оцениваете драматургию Музея Б.Н. Ельцина?

– В музее, по моему мнению, некоторые вещи замалчиваются. Например, роль Березовского и Гусинского. Березовский огромную роль сыграл. И выборы 1996 года, коробка из-под ксерокса. Не нужно ничего стесняться. Музей создается, чтобы учиться на своих ошибках, не наступать на прежние грабли. В принципе музей очень насыщенный. Воспоминания о 90-х, которые проснулись в музее, – путч и состояние воодушевления, чувство, что нас много, и мы заодно. Еще важна материальная история, мне запомнился зал, где выставлены видеокассеты. В Ельцин Центре я впервые. Здесь все по-европейски.

– Не секрет, что «утечка мозгов» из регионов в Москву не прекращается. Как произошел ваш переезд в Москву?

– После выхода каждого фильма я жил в Москве по году. Весь постпродакшен делается там. В Екатеринбурге киноинфраструктура разрушена, Свердловская киностудия тоже. Режиссер Алексей Федорченко снимает кино здесь, но это «кино на коленке». С драматургией в Екатеринбурге все хорошо, заниматься ею здесь самое место. Мне же в какой-то момент стало здесь просто тесно. И после «Страны ОЗ» я решил остаться в Москве. Это неправильно. Но всё – в Москве, включая бюджеты.

Другие новости

Встреча

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие
В читальной гостиной Музея Бориса Ельцина стартовал книжный клуб «Суета вокруг дивана». 27 апреля его заседание провела Елена Козьмина, профессор кафедры издательского дела УрФУ им. Б.Н. Ельцина, докт…
15 мая 2024 г.
Лекция

Александр Архангельский — о кинематографе застоя

Александр Архангельский  — о кинематографе застоя
Эпоха застоя — самое тяжёлое время для независимой режиссуры: поломанные актёрские судьбы, фильмы на полках. И при том — период невероятного взлёта, киноклассики, ролей, которые помнятся до сих пор, и…
15 мая 2024 г.
Мастер-классы

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным
Новый цикл современных театральных практик «Где Станиславский?» в Ельцин Центре продолжил актёр, режиссёр, педагог Александр Фукалов мастер-классом «Школа актёрской индивидуальности» Николая Демидова»…
14 мая 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.