Владимир Раевский: «Мы живем в России периода турбулентности»

5 августа 2019 г.Елизавета Шишкина
Владимир Раевский: «Мы живем в России периода турбулентности»

В Ельцин Центре 5 июля журналист и телеведущий Владимир Раевский представил свой фильм «Хиллвуд: окно в Россию». Показ был приурочен ко Дню независимости США и 25-летию открытия американского консульства в Екатеринбурге.

Фильм посвящен удивительной истории Марджори – наследницы империи Post (хлопьев для завтрака – ред.), которая вслед за мужем-дипломатом прибыла в Россию и влюбилась в русское искусство. Будучи весьма состоятельной особой, она скупала иконы, живопись и предметы ювелирного искусства, чтобы потом основать в сердце Вашингтона русский музей.

Сюжет об американской принцессе объединил в себе и первые сталинские процессы в Москве, и продажу шедевров из запасников Эрмитажа, чтобы поддержать процесс индустриализации в России, тему женской эмансипации, времена и нравы наших бабушек и дедушек, а также американский образ жизни, каким мы его знаем сегодня.

В своём фильме команда «Хиллвуда» придерживалась идеи: язык культуры должен быть общедоступным. Это являлось сверхзадачей и мотивом для работы над проектом. Проект был поддержан государственным департаментом США и российским медиа-холдингом ВГТРК.

В экспозиции музея, который создала Марджори, царит атмосфера благородной старины. А вид на колонну Вашингтона сочетается с атрибутами российского самодержавия.

По иронии судьбы создателям фильма не удалось сделать сюжет непосредственно в самом музее. Богатая наследница в завещании запретила снимать свою великолепную коллекцию.

– Альтернативой стали открытки экспонатов музея, которые приоткрыли завесу тайны. Поразительно, как личность создателя музея влияет на него. Заносчивая и часто неприятная в общении, Марджори наложила свой отпечаток на Хиллвуд. Создается ощущение, что сам музей не очень хочет о себе рассказывать, сохраняя негласный статус «скрытой жемчужины Америки», – рассказал Владимир Раевский.

Персонажей фильма трудно назвать положительными людьми: они строят козни, действуют, исходя из личных меркантильных интересов. Однако богатейшей наследнице империи Post хватило темперамента, чтобы по-настоящему полюбить Россию, собрать уникальную коллекцию русского искусства и представить ее американской публике.

У Марджори был изысканный вкус и коммерческое чутьё, хотя она и не имела специального образования и непосредственного отношения к искусству. Как иронично подметил Владимир Раевский, каждый может стать «человеком искусства», для этого не обязательно ходить в малиновом берете.

Владимир не первый раз в Ельцин Центре, уже бывал в Музее Бориса Ельцина и сейчас поделился своими впечатлениями о нём.

– Я – коренной екатеринбуржец. Прожил здесь 23 года. Потом уехал в Москву, где и нахожусь последние 11 лет. В 2015 году, когда открывался Ельцин Центр, многие мои друзья и знакомые, «серьезные ребята», у которых примерно два с половиной десятка частных самолетов было припарковано в «Кольцово», посетили его. Все «московские уральцы» следили за этим процессом. Я приехал в месяц открытия музея, и второй раз – через месяц. Для меня было важно оказаться здесь. Два дня очень внимательно изучал экспозицию и пытался все это для себя осмыслить. Могу сказать, что получил одно из сильнейших впечатлений за последнее время. Потому что это касается лично меня и тех насущных вопросов, о которых я задумываюсь каждый день. Мы живем в России, переживающей период турбулентности, а если прямо говорить – трагические времена. И оглядываться на короткий промежуток нескольких лет свободы – важно. Чтобы понимать: «Кто мы? Откуда? Куда идем?».

– У вас нет отрицательного отношения к 90-м?

– Нельзя сказать, положительно или отрицательно. В 90-м мне было пять лет. Какие там воспоминания? Но теперь я понимаю, что мы росли в удачный период: не испытывали никакого государственного давления. Это очень счастливое состояние. Я был школьником в эпоху 90-х, и на мне есть «отблески» свободы.

– Вы работали с Леонидом Парфеновым. Это подтолкнуло вас к созданию собственных документальных, просветительских проектов?

– Я очень трепетно отношусь к тому периоду, когда мы сотрудничали с Леонидом Геннадиевичем и считаю, что этот опыт помог мне как в жизни, так и в работе.

– В чем главная идея фильма «Хиллвуд: окно в Россию»? Почему вы взялись за него?

– Мне кажется, что это идея невероятной близости, объединяющей наши народы, народы двух огромнейших стран, постоянно находящихся в клинче. Фильм очень хорошо отражает, насколько это все надуманно, и как разные частные человеческие амбиции накладывают тень на нашу взаимную незлобивость по отношению к друг другу. Мы с вами разговариваем в день 25-летия консульства США в Екатеринбурге. Это символично. И нельзя не отметить то, сколько американцы успели сделать здесь за эти годы: культурные проекты, образовательные программы, выставки. Главный вывод: мы можем замечательно сотрудничать, не оглядываясь на «политических химер».

Другие новости

Библионочь

Библионочь-2024 в Ельцин Центре

Библионочь-2024 в Ельцин Центре
20 апреля Ельцин Центр традиционно присоединится к всероссийской акции «Библионочь». В фокусе нашей программы – научная фантастика как особый взгляд на реальность, в котором сосуществуют и утопизм, и …
12 апреля 2024 г.
Выставка

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»
Арт-галерея Ельцин Центра в Екатеринбурге предложила своим посетителям вместо традиционных экскурсий по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся» медиации, предполагающие диалог между зрителем и искусс…
12 апреля 2024 г.
Лекция

«Лебединое озеро» — балет-рефлексия

«Лебединое озеро»  — балет-рефлексия
Балет «Лебединое озеро», где смешались в идеальной пропорции баварская легенда, французская фантазия и русская тоска, вот уже почти полтора века не сходит с мировой сцены. Он был частью национальной и…
10 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.