«Суд народов». Возвращенная фотоправда о войне

7 ноября 2017 г.Анна Матюхина
«Суд народов». Возвращенная фотоправда о войне

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 23 октября открылась уникальная фотовыставка «Суд народов». Это запечатленный в фотографиях приговор нацизму. Главные нацистские преступники на Нюрнбергском трибунале, голова убитого польского юноши, превращенная в пресс-папье, содранная с людей кожа. На выставке не только процесс, но и война, во всем ее ужасе. А еще пейзажи, говорящие не меньше, чем лица воинов и гражданских людей, отчаянно сопротивляющихся гитлеровскому нашествию. Каждая фотография Евгения Халдея – отдельная история.

Женщина, прижимающая ребенка, как символ большой страны на пороге войны, в последний мирный день. Знамя Победы, гордо взметнувшееся над Рейхстагом. Открывать выставку знаменитого фотографа приехали его дочь Анна Халдей и адвокат Даниел Ротштейн.

– В марте этого года мы отмечали столетие со дня рождения Евгения Халдея, – рассказала Анна Халдей. – Почти двадцать лет мы с адвокатом Даниелом Ротштейном боролись за возвращение наследия Евгения Халдея на Родину. Близкий нашей семье человек обманным путем завладел фотографиями, и в лице Даниела я нашла не просто адвоката, но и друга, который отдал много сил возвращению фотографий. При жизни у Халдея фактически не было персональной выставки в Москве, так что в этом году прошла первая. Отец снимал Великую Отечественную войну с первого дня. Демонстрируемые в экспозиции фотографии впервые выставляются в таком сочетании, семь из них показаны впервые: две из них – из моего архива, пять были напечатаны на основе возвращенных негативов. Вообще каждый негатив – сокровище.

– Все началось в 1998 году, я тогда работал в Москве, – сообщил Даниел Ротштейн. – До 2008 года мы не могли найти агента Халдея, который держал у себя фотоматериалы. Потом нашли его телефон, и два года я вел с ним переговоры о возвращении архива. В 2010 году мы подали иск, затем пять лет судились.

Речь идет о трёх тысячах бесценных негативов легендарного фотографа Евгения Халдея, который с 1939 по 1948 годы работал в «Фотохронике ТАСС».

– Выставка вписывается в нашу линию документальных фотовыставок, при этом она уникальна и ни на что не похожа, – отметил руководитель Арт-галереи Илья Шипиловских. – Выставка состоит из сильнейших кадров, она вызывает огромный интерес у посетителей Ельцин Центра. Каждая фотография пробуждает сильные чувства, гости останавливаются, задают вопросы. К слову, вход на выставку свободный.

В Музее Б.Н. Ельцина Анна Халдей обнаружила две фотографии, сделанные ее отцом.

– Ельцин Центр вызывает восхищение, ощущается тепло, словно я здесь не впервые, чувствую себя как дома, – поделилась впечатлениями после открытия выставки и посещения Музея Б.Н. Ельцина Анна Халдей.

– Условия для выставки Евгения Халдея идеальны, – добавил Даниел Ротштейн. – Очень значимо, что выставка проходит в таком месте, где произошло пересечение истории в лице Бориса Ельцина и Евгения Халдея. Прекрасное сочетание. Мне было интересно побывать в Музее Б.Н. Ельцина: я в 90-е годы жил в Москве, так что многое вспомнил и узнал.

– Я также была в 90-е в Москве, – продолжила Анна Халдей. – Я собиралась бежать к Белому дому, но родные не пустили. Помню рассказ мамы о том, что она чувствовала в День Победы. У меня были примерно такие же эмоции. Безмерная радость, вера, надежда. Помню, как Борис Николаевич стал первым секретарем в Москве, и как сразу в городе все ожило. Вера в Ельцина была абсолютная, мы считали его единственным, кто может повести нас вперед. Ельцин Центр поражает не только размахом, но и пиететом к личности Бориса Николаевича, люди сюда тянутся, находят внимание и участие, получают и знания, и развлечения. Здесь есть, на что посмотреть и о чем подумать. Ельцин Центр замечательный, это знаковое место. Открытие выставки – огромное событие для меня. Что отца не забыли, а его работы востребованы, – это то, чем он жил и о чем мечтал. Я видела, как восхищались работами отца в Италии, Австрии, Франции, Америке. Как удивленные студенты ходили около фотографий. Важно, чтобы они знали, что такое Великая Отечественная война, и какой ценой далась Победа.

– В 1918 году трагически погибли близкие Евгения Халдея. Как это повлияло на его судьбу, творчество, философию жизни?

– Он долго держал все в себе. В 1918 году были убиты его мать и дед (во время еврейских погромов – ред.). Выжили старшие брат и сестра, им было соответственно пять и шесть лет, они спрятались в каком-то белье или одежде, и их не успели убить. Мать убили из обреза наповал, бабушку, подругу и няню убивали ножами. Мать держала маленького отца на руках, он был залит кровью – у него было пробито правое легкое. Убийцы подумали, что он мертв. Но его выходили. После гибели его матери отец женился, у него родились три дочери. А во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, фашисты казнили его отца и сестер Евгения Халдея, которых живыми бросили в шахту. Их выдали соседи. Они копали окопы под Донецком и, когда вошли фашисты, уйти не успели. У отца была огромная боль. Когда его спрашивали, есть ли у него личный счет к фашистам, он говорил «да»! В 12 лет он чистил паровозные топки, жила семья бедно, на Украине был голод. В 1932–1933 годах начал подрабатывать, ездил с агитбригадой, снимал передовиков – Алексея Стаханова, Пашу Ангелину. В 1947 году, когда отец снова фотографировать Стаханова, тот тогда уже совсем другим был. В 1935–1936 годах он начал посылать стеклянные пластины с негативами в «Союзфото», и ему платили пять рублей за каждую. И потом его вызвали в «Фотохронику ТАСС», где он прошел профессиональную школу.

– Рассказывал ли Евгений Ананьевич, как он в 13 лет сделал свой первый снимок?

– Да. В Юзовке (ныне Донецк) было фотоателье, отец ходил туда как мальчик на побегушках. Его поражало, как из ничего появляется изображение. Он использовал две картонные коробки, линзы от бабушкиных очков, в качестве объектива, стеклянную пластину – и сделал фотографию собора, который через год взорвали, и потом он снимал уже его руины. У него даже вспышка была, которую он сконструировал при помощи палки, банки из-под ваксы и магния. Также он сделал красный фонарь и под кроватью проявил свою пластину. В 1937–1938 годах он служил в армии в Карелии, потом на Дальнем Востоке, там снимал жен командиров, а перед самой войной он был в Западной Белоруссии.

– Вдохновляло ли Халдея то, как менялась страна, появлялись новые лица, или же фотографирование было для него просто ремеслом?

– Он относился к своей работе очень честно, нравилось ему то, что он фотографировал, или нет. Всё делал на совесть. Был случай, когда в Австрии два человека помогали идти раненому, который опирался на их плечи. Отец уже взял фотоаппарат – и столкнулся со взглядом раненого, в котором были ужас и боль. И отец не стал снимать. Потом эти трое прошли – и он сфотографировал их спины. А в Австрии потом к нему подходили люди со слезами на глазах и говорили, что им вернули правду. Память нужно возвращать. Память о том, что приносит война, фашизм, что это абсолютное зло.

Выставка Евгения Халдея "Суд народов". О фотографиях отца рассказывает Анна Халдей.

– Ему было страшно на войне?

– Конечно. Это же был ад. Разбирая бумаги отца, я нашла его дневник. Там написано, как он попал на Карельский фронт, потом, когда началась Великая Отечественная война, в Батуми. И он пишет, что там были красивые женщины в крепдешиновых платьях, музыка, танцы, продавали лимоны, вино лилось рекой. В это время уже гибли люди. Москва, откуда он приехал, пребывала в тревоге. Осознать это было невозможно. В 1942 году он оказался в Севастополе. И был одним из последних, кто уходил на катерах от взявших город фашистов. Он честно выполнял долг перед Родиной.

– Можно сказать, Евгений Халдей воевал при помощи фотоаппарата, – так же как поэты или писатели воевали при помощи слова. Можно вспомнить «Жди меня, и я вернусь» или «Тёмную ночь»?

– Именно так.

– Что Халдей испытывал во время Нюрнбергского процесса?

– Он чувствовал большую ответственность. Проявлял чудеса профессионализма, чтобы запечатлеть исторический момент. Внутри него, конечно, была буря.

А в 1948 году отца уволили по «пятому пункту» (в «пятой графе» в советских паспортах указывалась национальность – ред.) и написали нелицеприятные слова, что у Халдея от успехов якобы закружилась голова и он не достоин представлять фотохронику ТАСС. Отец 11 лет был без работы, его никуда не брали. Жили мы в коммуналке. Но отец не спился, не сдался, фотографировал и жил только на гонорары, снимал Украину, города Советского Союза. В 1959 году Симонов помог ему устроиться в «Правду», но в 1972 году его опять уволили как еврея. Потом Симонов устроил его в «Советскую культуру». Он занимался просветительской деятельностью, был фактически фотографическим биографом Симонова. Сам все негативы проявлял и печатал.

– Знаменитый кадр «Знамя Победы над рейхстагом» был постановочным?

– Да. Три советских флага отец сшил со своим другом. Обмотал их вокруг себя и полетел в Берлин. Тогда, 2 мая, в подвале рейхстага еще было много фашистов. Рейхстаг горел, все бежали к нему. Отец попросил восемнадцатилетнего киевлянина Алексея Ковалёва наклониться над Берлином. Дагестанец Абдулхаким Исмалилов держал его за сапоги. Так получился знаменитый кадр. А когда отец проявил и напечатал снимки, на руке героя оказались двое часов, и одни из них пришлось заретушировать, – завершила рассказ Анна Халдей.

В раках выставки «Суд народов» прошла лекционная образовательная программа по международному праву. Выставка продлится до 26 ноября.

Другие новости

Лекция

Искусственный интеллект как помощник для врача

Искусственный интеллект как помощник для врача
Использование искусственного интеллекта в медицине приведёт к качественно новому уровню диагностики различных заболеваний и поможет врачам планировать лечение, утверждает биофизик Максим Шараев. Его л…
16 апреля 2024 г.
Библионочь

Библионочь-2024 в Ельцин Центре

Библионочь-2024 в Ельцин Центре
20 апреля Ельцин Центр традиционно присоединится к всероссийской акции «Библионочь». В фокусе нашей программы – научная фантастика как особый взгляд на реальность, в котором сосуществуют и утопизм, и …
12 апреля 2024 г.
Выставка

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»
Арт-галерея Ельцин Центра в Екатеринбурге предложила своим посетителям вместо традиционных экскурсий по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся» медиации, предполагающие диалог между зрителем и искусс…
12 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.