О Японии – на жестовом и с тифлокомментариями

23 февраля 2019 г.Денис Каменщиков
О Японии – на жестовом и с тифлокомментариями

В Арт-галерее Ельцин Центра 16 февраля прошли специальные экскурсии по выставке «Филигранное мастерство Японии» для слабослышащих и слабовидящих посетителей, а также их сопровождающих и друзей. Такие экскурсии с переводом на жестовый язык и тифлокомментариями проходят в музее и арт-галерее не впервые, однако в новом году они становятся регулярными.

Пришедшим подробно рассказали о декоративно-прикладном искусстве эпохи Мэйдзи, когда в конце XIX – начале XX века Япония открылась миру после многих лет самоизоляции. С одной стороны, в страну Восходящего солнца стали проникать западные ценности, с другой – японские мастера стали показывать своё искусство за границей, а в Европе возникла мода на японизм. Япония же перешла на капиталистический путь развития и приняла григорианский календарь.

Менеджеру по работе с посетителями Юлии Чертихиной помогала переводить рассказ на жестовый язык переводчик Ольга Серебрянникова, а экскурсовод Екатерина Прокина раздала своей группе слабовидящих посетителей фрагменты керамики и алюминиевые банки из-под газировки. На таком простом и понятном примере им объяснили разницу между настоящими жестянками, которые обычно летят в мусорник, и керамикой, которую используют многие мастера, представленные в экспозиции. Удивление вызвала работа Кимиё Мисима «Work 17-C», представляющая собой металлическую решётчатую корзину для мусора, наполненную «банками из-под пива», вылепленными из глины, обожжёнными в печи и раскрашенными яркими красками. Художник здесь и позволяет себе похулиганить, и вполне серьёзно говорит об экологии и раздельном сборе мусора, повсеместно принятом в Японии. «Work 17-C» – это работа 2017 года, продолжающая традиции эпохи Мэйдзи, но часть произведений искусства выполнены непосредственно на стыке XIX-XX и сохранились до нашего времени. Таковы открывающие экспозицию большая курильница для ароматических веществ с изображением горы Фудзи, хризантем и аистов, сделанная в технике перегородчатой эмали. Шёлковая ширма с вышитыми на ней воротами храма Ёмэймон в Никко. И большая керамическая ваза Сацума с изображением церемонии любования цветами.

Рассказали посетителям о философии монодзукури или чисто японском подходе к изготовлению той или иной вещи, где речь идёт об уважении к личности мастера и тщательном соблюдении всех тонкостей производственного процесса. Будь то рисунки на бумаге обычной шариковой ручкой, первая мысль при знакомстве с которыми – это что их автору было очень тоскливо на каком-то очень скучном совещании. Фигурки животных и птиц, вроде тех, что продаются внутри шоколадных яиц. Или гиперреалистичные муляжи еды – блюд японской и европейской кухни, изготовленные в натуральную величину.

Многие участники экскурсии живо интересовались, можно ли использовать представленные в арт-галерее вазы и блюда в жизни, в утилитарном смысле. И, кажется, очень расстроились, узнав, что это музейные коллекционные экспонаты.

Экскурсии для слабослышащих и слабовидящих посетителей прошли в рамках публичной программы выставки «Филигранное мастерство Японии». Ближайшим мероприятием этой программы станет мастер-класс по суми-э в День горы Фудзи – 23 февраля – вместе со специалистом по каллиграфии Марией Марченко можно будет воплотить на бумаге образ священной для японцев горы Фудзияма.

Регулярное расписание адаптированных занятий и экскурсий для посетителей с различными формами инвалидности

  • 1-й понедельник месяца: экскурсии для посетителей с ментальными особенностями развития в музее и арт-галерее
  • 2-я суббота месяца: экскурсии для глухих и слабослышащих посетителей в музее
  • 3-я суббота месяца: экскурсии для глухих, слабослышащих и незрячих посетителей в арт-галерее
  • 4-я суббота месяца: экскурсии для незрячих посетителей в музее
  • Возможно как индивидуальное, так и групповое посещение. Необходима запись по телефону или электронной почте:Музей: +7 (909) 005-53-35, museum@ycenter.ruАрт-галерея: 8 (343) 312-43-20, art-gallery@ycenter.ru

    Другие новости

    Лекция

    Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

    Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
    Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
    13 августа 2019 г.
    Выставка

    Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

    Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
    В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
    13 августа 2019 г.
    Лекция

    Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

    Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
    28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
    9 августа 2019 г.

    Льготные категории посетителей

    Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
    Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

    Оставить заявку

    Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
    Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.