Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

9 августа 2019 г.Юлия Овсянникова

28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.

Залина Маршенкулова стала известной ещё до знаменитого мема «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо», появившегося в рамках рекламной кампании Reebok. Она вела громкие аккаунты и каналы в социальных сетях, рассказывала обществу о феминизме. Сейчас свою деятельность Залина связывает с просвещением: ездит с лекциями, участвует в популярных шоу на YouTube и помогает «слабым и хрупким созданиям» обрести независимость.

Главной своей задачей Залина видит разрушение гендерных стереотипов. По ее словам, корень проблемы непонимания и угнетения женщин в обществе — патриархальная ментальность, носители которой уверены, что мужчина изначально является главенствующим как в семье, так и в государстве. Приверженцы феминизма не ставят целью поменять верховенство местами, они лишь хотят уравнять значимость полов.

Залина начала с самого сложного вопроса, с которым борются феминистки, — домашнее насилие, — затронув «Дело сестёр Хачатурян»: три сестры обвиняются в убийстве отца, Михаила Хачатуряна.

— Если вы слышали об этом деле, — говорит Залина, — то вы, наверное, знаете, что в массах популярен комментарий: «А что же они не ушли-то?». Их насиловал всю жизнь отец, держал в плену, девочки не ходили в школу. В СМИ есть много информации о том, что их удерживали силой, а в комментариях говорят, что раз они не ушли, значит, им нравилось. Некоторые люди требуют, чтобы они сидели в тюрьме.

Статистика говорит о том, что каждая третья женщина в России подвергается насилию. 80% женщин, осужденных за последние 5 лет по статье «убийство», лишили жизни своего мужа или сожителя в результате самообороны. Причем, как правило, женщины изначально подают сигналы и просят о помощи. Но закона о домашнем насилии в России всё ещё нет.

— Девочкам пишут осуждающие комментарии, — продолжает Залина, — негатив всегда направлен на жертву изнасилования, такова логика общества: если женщина не виновата, ищи другую, которая виновата. Веками человечество было не в курсе, что женщина — это не особый подвид собаки, которая служит человеку, а тоже личность. Вот и получилось, что вся литература и философия написана так, что женщина — это украшение. Очень мало произведений в искусстве, где женщина является главным героем, выступает как личность. Я часто говорю о том, что почти во всей мировой литературе и философии мужчина ищет смысл жизни, а женщина ищет мужика.

Преобладание мужского пола над женским в искусстве феминистки связывают с многовековыми запретами на образование для женщин. Сейчас представительницы уже не «слабого пола» пытаются обрести голос в профессиях путем употребления и введения феминитивов – слов женского рода, парных к аналогичным «мужским» понятиям, например, «профессорка». Социология начала заниматься гендерными исследованиями только последние 50 лет, поэтому их результаты еще только входят в массы. Именно эксперименты и анализ разрушают устоявшиеся веками стереотипы, в которых живет весь мир, — начиная с наличия «особой» логики и заканчивая утверждениями о том, что женщины по природе более эмоциональны и менее амбициозны.

Сообщество феминисток также возмущает использование женского тела в рекламе. Подробное изучение маркетинга в области сексизма [сексизм — негативное отношение к мужскому или женскому полу, дискриминация по половому признаку. — ред.] говорит о том, что данный способ рекламирования не влияет на продажи какого-либо продукта. До сих пор женщины воспринимаются некоторыми людьми, в том числе и некоторыми рекламодателями, как украшение или приложение к чему-то — хотя такой способ продвижения товара не рентабелен.

— Дело даже не в том, что мы обижаем этим женщин, выставляя их как предмет, как вещь, продолжая транслировать к женщине такое отношение, — убеждает Залина. — Легенды патриархального мира губительны и для мужчин. Есть подтверждённая теория, что мужчины раньше умирают. Их воспитывают в таких условиях, что он везде и всем должен: содержать, защищать и так далее. У него в жизни тоже своеобразный ад. А это, оказывается, нагрузка на сердце и психику, потому чаще всего мужчины умирают именно от сердечных заболеваний. Феминизм выравнивает отношения, делает их партнёрскими и равноценными.

О резонансе в сотрудничестве с компанией Reebok Залина не жалеет, это был всего лишь ее ответ на шутки с «сильной» стороны общества:

— Для того, чтобы быть услышанными, нам нужны радикальные высказывания и радикальные феминистки. Я — либеральная феминистка, нам проще объяснить всем людям, что происходит. Радикальные должны существовать, потому что на жесткие меры нужны жесткие ответы. Весь протест и акционизм нужен для того, чтобы общество услышало, что есть проблема.

Перед лекцией Залина посетила Музей Б.Н. Ельцина, поделилась впечатлениями о нем, а также рассказала о том, зачем общество вводит в язык феминитивы и нужны ли они нам.

— Вы сегодня были в музее, какие у вас впечатления?

— Без преувеличения могу сказать — мне очень понравился музей, сожалею, что было мало времени, хотелось больше посмотреть видеоматериалов, послушать, экскурсия оставляет очень сильный эмоциональный отпечаток. Я думаю, тех, кто является истинным патриотом, экспозиция впечатлит. А я патриотка.

— Какая локация больше всего запомнилась?

— Мне, наверное, было очень тяжело почти на всех локациях. Особенно сложно было не заплакать почти с самого начала, где идет мультфильм, в котором Россия была показана несвободной, а потом обрела независимость. Думала, если я сейчас начну рыдать, то не смогу выступать, надо держаться. Очень сложный музей, конечно.

— Экспозиция посвящена не только Б. Н. Ельцину, но и эпохе 90-х. Какие у вас воспоминания об этом времени?

— Я как раз ходила и сопоставляла исторические даты со своим детством — получается, все острые события выпали на мой 1–2 класс. Я еще мало что понимала, и всё, что могла запомнить – то, что мне папа покупал какие-нибудь сникерсы, так же как и всем в то время. Поэтому я помню что-то только с потребительской точки зрения. Как личность — почти ничего.

— Вы сказали, что вы патриотка, переключившись с мужского рода на женский. Как считаете, введение феминитивов изменит и само отношение к женщинам в обществе?

— Разумеется, всё постепенно. Мнение общества меняется не сразу, нельзя же жить веками в каком-то заблуждении и потом за две минуты его развеять. Язык так сформировался, потому что у нас патриархальная история. Слова «студентки» раньше не было, были только «студенты» — это говорит о том, что явление рождает слово. Не было явления — не было слова. Сейчас форма «студентки» не вызывает никакого негатива. Конечно, важно понимать, что это не принудительное, не насильственное изменение языка. Поскольку я либеральная феминистка, я считаю, что употреблять феминитивы можно, если хочется. Как тебе кажется лучше. Что-то из этого приживется, что-то нет. Но суть в том, что изменилась история, меняется время, женщины появляются в тех профессиях, где они не могли быть раньше в силу угнетения. Теперь они в этих профессиях есть, и здесь такая метафизическая история — женщина должна стать видимой в них. Пока те же «докторка» или «профессорка» звучат либо легкомысленно, либо пренебрежительно, либо глупо. Исторически сложилось, что в русском языке так звучат почти все слова с суффиксом «ка». Но здесь мы постепенно поменяем отношение. Раньше при слове «журналистка», мы думали, что это какая-то легкомысленная дама, которая играет в журналистику, а теперь почти ни у кого такая форма не вызывает негативной коннотации.

— По-моему, все еще вызывает…

— По крайней мере, уже меньше, чем пять лет назад. Всё происходит постепенно. Негативная коннотация появляется от того, что якобы все женское — это унизительное. Постепенно мы понимаем, что женщина — это не только уборщица, студентка или журналистка, у нее обширнее сфера деятельности. Поэтому совершенно нормально, что мы хотим сделать женщину видимой.

— В последнее время слово «феминистка» тоже часто несёт негативную коннотацию, выглядит ругательным.

— Так можно про многое сказать. Например, людей, которые выходят на митинги, называют «пятой колонной». Людей, которые выступали за сквер, некоторые называют бесами. Смысл зависит от того, от кого исходит мнение. Есть сила введения в заблуждение, ложная пропаганда. Мы же знаем, что люди, просившие оставить им сквер, — это хорошие граждане своей страны, и ни один человек, называющий их «бесами», не является авторитетом, истиной. То же самое и с феминизмом — люди, которые знают, о чем я пишу, что я говорю и что делаю, знают, что я феминистка в хорошем смысле этого слова.

— Многие последние события показывают, что общество не готово воспринимать женщин как «источник действия». Когда мы будем восприниматься серьезно?

— Постепенно. Это все происходит само по себе, женщины появляются все больше в так называемых неженских сферах деятельности, занимают больше рабочих мест. В силу своей профессии, как медиаменеджер, я выступаю на SMM- и маркетинговых конференциях, и чаще всего вижу специалистов женщин. Они постепенно занимают руководящие должности. Все мифы и гендерные стереотипы разрушаются. В IT-компаниях много женщин, и их становится все больше, потому что не биология запрещала женщинам заниматься какой-то умственной деятельностью, а социология. Человечество было не в курсе, что женщина — это человек. Постепенно оно вдруг узнало это, и теперь все приходится наверстывать.

— Идеальная феминистка в современном обществе — это кто?

— Я не хотела бы называть никаких персон, потому что, мне кажется, идеальная феминистка — это любая женщина, которая сделала себя сама, которая своим трудом, талантом добилась успеха. Я считаю, что любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка. Даже если она предпочла стать няней или растить детей и не реализовываться профессионально — она все равно феминистка, если считает себя личностью, конечно. А не приложением к мужчине или его украшением.

— Феминизм — это же не только про женщин…. Есть такое явление — токсичная маскулинность?

— Эта проблема всё время обсуждается феминистками, в том числе и мной. У меня, например, много читателей – мужчин, которые прекрасно всё понимают про феминизм. Они тоже против токсичной маскулинности, не хотят жить в культуре насилия и своим примером показывают, что транслировать так называемое поведение «бешеных альфачей» совершенно не нужно, особенно в цифровом современном мире. Проблема уже постепенно решается. Она, конечно, начинается с более прогрессивных слоев общества, но постепенно резонирует и дальше.

#ПодкастыЕЦ

Слушать лекцию Залины Маршенкуловой «Феминизм с человеческим лицом» в Подкастах Ельцин Центра:

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.