Владелец уникальной коллекции рекламных роликов, создатель шоу «Ночь пожирателей рекламы» Жан Мари Бурсико за несколько часов до ежегодного показа новой коллекции 6 декабря посетил Ельцин Центр и Музей первого президента России Бориса Ельцина.
Жан Мари с детства любил кино. Однажды мальчик заметил, как уборщик выбрасывает в мусорный бак около кинотеатра обрывки киноплёнки. Оказалось, это были рекламные ролики, которые в 1960-х годах вклеивались в каждый фильм. После окончания рекламной кампании ролики вырезались и выбрасывались. Жан Мари решил собирать эти обрывки. Они и стали началом уникальной коллекции Бурсико.
Сегодня его «Синематека» находится в Швейцарии, где проживает и он сам. Для хранения «Синематеки» правительство Швейцарии выделило старинный замок. Теперь этот замок, по своей сути, является крупнейшим музеем рекламы.
«Синематека» регулярно сотрудничает с Центром Помпиду в Париже. Технический музей в Вене открыл выставочное пространство для «Синематеки» и истории кинорекламы.
Жан Мари Бурсико – опытный коллекционер и музейщик. Тем интереснее было узнать его мнение об экспозиции музея в Ельцин Центре.
– Вы только что посетили Музей Бориса Ельцина, какое он произвел на вас впечатление?
– Невероятно удивлен качеством музея – качеством исполнения и организации экспозиции. Поначалу я думал, что политический музей не может быть интересным, что это чересчур глубокое погружение в историю России. Изучая экспозицию, я отметил невероятное качество. Все рассказанное крайне интересно и увлекательно. Меня трудно удивить, но я удивлен.
– На что вы обратили особое внимание?
– На меня, как на собирателя коллекции архивных роликов и фильмов, произвели впечатление в первую очередь архивные материалы – подбор личных документов, бумаг, писем. Потрясло внимание к деталям. И количество аутентичных артефактов, представленных в музее.
Особенно поразил флаг – он огромен, масштабен (российский триколор, поднятый над Кремлем 25 декабря 1991 года, его в обход внутренних правил, сохранил комендант Кремля – ред.). Впечатляет сам факт, что это тот самый флаг, который был поднят над Кремлем.
– До посещения музея, вы что-нибудь знали об эпохе 90-х в России?
– Кроме стереотипных знаний, которые я получаю от французского телевидения, у меня есть представление о русской истории из тех рекламных роликов и фрагментов кинематографии, которые я собираю, как коллекционер. В моей коллекции есть фильмы 30-х, 60-х – начало эпохи телевидения, 80-х и 90-х годов. Поэтому у меня есть свое субъективное представление о том, как развивалось российское общество, как трансформировались общественные идеалы. Конечно, внутреннее пространство рекламных роликов идеализировано и не всегда отражает реальность. Но какие-то знания оттуда можно почерпнуть.
– Что вы скажете об анимационном фильме, который предваряет экспозицию?
– Он великолепен. Прекрасно сделан. И очень емко отражает эволюцию российской истории. Я увлекаюсь историей и достаточно хорошо знаком с историей России – революционными событиями, переворотами, историей монархии. Фильм с экспертной точностью представляет историю России. Мне кажется, всем музеям нужны такие фильмы.
Жан Мари Бурсико – увлеченный, творческий человек. Он внимательно изучал экспозицию, задавал экскурсоводу Анне Ковалевой множество вопросов на английском языке. Иногда, делясь впечатлениями со своими спутниками, он незаметно переходил на родной французский язык. И тогда наиболее частым в его эмоциональной речи становилось слово «magnifique» (великолепно, потрясающе, восхитительно – фр. – ред.).
Мы пожелали мастеру и его коллегам успеха в представлении новой коллекции рекламных роликов на очередном шоу «Ночи пожирателей рекламы» в Екатеринбурге. А он посетовал на то, что не успел подробно изучить всю экспозицию, но «теперь он знает, куда отправится в свой следующий приезд».